Аддитивка. Серия интервью. Часть 2. Марина Данильченко

Мы продолжаем серию интервью про аддитивные технологии. О том, какие действия необходимы для развития человеческого капитала для скорейшего наступления «аддитивного будущего», мы поговорили с представителем Центра аддитивных технологий Ростеха Мариной Данильченко.

Марина Данильченко: «Необходимо формировать аддитивное мышление и у инженеров, и у руководителей».

 

Марина Данильченко, Руководитель программ обучения Центра аддитивных технологий Госкорпорации Ростех

Марина, расскажите, пожалуйста, каковы основные источники кадров для Центра аддитивные технологий.

ЦАТ Ростеха — один из пионеров применения аддитивных технологий в авиационном кластере. Поскольку это начиналось 4 года назад на предприятии авиастроения, то специалисты к нам приходили из предприятий этого кластера. Это люди с профильным инженерно-техническим образованием, которые были заинтересованы новой технологией, энтузиасты, они самостоятельно изучили ее и почувствовали в себе силы с этой технологией работать.

 

То есть, инновации проистекают из энтузиазма?

В первую очередь из энтузиазма, заинтересованности в освоении нового. Но для дальнейшего развития одних энтузиастов становится недостаточно и возникает потребность в людях с иным мышлением, отличном от того, что закладывается традиционно при подготовке производственников. Все привыкли, что традиционное производство — это в том числе механическая обработка, а аддитивные технологии— это технологии иного принципа действия. При этом не стоит цель набрать новых людей и отказаться от старой технологии в пользу новой. Аддитивные и традиционные технологии дополняют друг друга.

То есть, для аддитивной промышленности требуются опытные специалисты, которые прошли, так сказать, «старую» школу, но при этом новые технологии им не чужды?

Нам нужны специалисты, которые получили классическое техническое образование, знают технологии производства, конструирования, материаловедение — профессионалы в своем деле. Но при этом они понимают, что такое аддитивные технологии — от создания модели до конечного продукта. Чтобы у них в голове было понимание, что какие-то задачи можно решить не только традиционным, но и аддитивным методом. Молодые специалисты, которые как раз получили все необходимые знания по аддитивным технологиям и готовы сразу их применять на деле, нам тоже нужны.

Что делается для того, чтобы cформировать аддитивное мышление среди производственников?

Ростех совместно с Московским авиационным институтом запустил в 2020 году программу «Крылья Ростеха». В ее рамках группа студентов третьего курса по направлению двигателестроения в этом году целый семестр будет совмещать изучение аддитивных технологий с производственной практикой в нашем центре. Мы совместно с вузом проработали компетенции, которые должны освоить студенты, — компетенции, которыми должен обладать каждый инженер вне зависимости от профиля, приходя на современное производство. Это должно стать частью инженерного образования в технических вузах страны. В следующем году подобная программа будет запущена в профильных вузах Самары, Рыбинска, Уфы и Санкт-Петербурга. Здесь мы работаем на перспективу, понимая, что в результате мы получим молодых специалистов без опыта, но зато с аддитивным мышлением и знанием основ аддитивного производства.

Вы сейчас говорили в основном о молодых специалистах, но ранее был разговор про старую школу.

Да, это амбициозная задача — «привить» аддитивное мышление опытным специалистам. Причем мало внедрить аддитивное мышление только среди инженерно-технических специалистов, необходимо это сделать и среди руководителей. Все должны понимать принципы аддитивных технологий, где их использование выгодно и уместно, а где традиционные способы работают лучше, каковы экономические эффекты от внедрения новой технологии. Это гораздо сложнее сделать, чем воспитать аддитивное мышление у студентов. Поставьте себя на место руководителя производства. Он много лет работает в отрасли и знает ее от и до, у него настроены уже все процессы, обучены специалисты. А для внедрения нового подхода потребуется оборудование, материалы, перестройка бизнес-процессов, переобучение кадров и так далее. Без понимания основ новой технологии и знания ее преимуществ и недостатков вряд ли какой руководитель захочет внедрять ее в отлаженный производственный процесс.

Как вы решаете эту задачу?

Методом массового обучения и миссионерской деятельности. Причем в рамках Ростеха она проводится по всем технологиям Индустрии 4.0. В частности, Академия Ростеха и ГК «Цифра» в партнерстве с целым рядом промышленных и ИТ-компаний в прошлом году запустили онлайн-практикум «Цифровое производство», на котором рассмотрены все основные новые технологии и кейсы их применения в машиностроении. По направлению аддитивных технологий ЦАТ намерен запустить отдельный курс как для авиационных, так и для других предприятий. Сейчас мы в процессе получения образовательной лицензии. Нам важно поставить образование в этой области на поток, чтобы охватить как можно больше промышленников из различных отраслей.

Как бы вам могло помочь государство в этой работе по формированию аддитивного мышления?

Государство достаточно много сделало, когда начало возрождать интерес к инженерно-техническому образованию. По всей стране появились детские технопарки (например, «Кванториум»), центры для школьников, где они могут заниматься научно-техническим творчеством в области наукоемких и высокотехнологичных отраслей. В 2017 году был разработан и утвержден Минтрудом России профессиональный стандарт «Специалист по аддитивным технологиям», и на его основе в средних специальных учебных заведениях стали готовить специалистов среднего звена по аддитивным технологиям. Значительным вкладом стало бы обязательное включение в образовательные программы вузов по инженерно-технологическим специальностям модуля по аддитивным технологиям в объеме 1-2 семестров с обязательной производственной практикой.

 

Еще один момент, с которым может помочь государство, — это ускорение процедур получения разрешений на применение новых технологий и материалов в производстве. У нас много технических регламентов, необходимо получать допуски, сертификации, оформлять разрешительную документацию. Это часто сдерживает желание инженеров, технических специалистов и руководителей предприятий внедрять аддитивные технологии, даже если их применение целесообразно и экономически выгодно.

Источник

 

Другие материалы:

 

Внимание!
Принимаем к размещению новости, статьи или пресс-релизы
со ссылками и изображениями. info@additiv-tech.ru