Бережливость от станка до госкорпорации



Совершенствование эффективности производства сопровождало всю историю развития цивилизации. Палка, колесо, порох. Научно-технической революции сопутствовал переходом от мастерских и мануфактур к фабрикам и заводам. Позднее появились труды по научной организации труда Фредерика У. Тейлора, Алексея К. Гастева и конвейер Генри Форда. Сегодня мы поговорим о бережливом производстве как об одном из современных методов повышения эффективности труда, позволяющем успешно конкурировать на российском и мировом рынке. А также о роли ИТ-технологий при повышении эффективности.

Одно из старейших предприятий Санкт-Петербурга – Балтийский завод, входящее в состав «Объединенной судостроительной корпорации» (ОСК) и строящее атомные ледоколы, активно реализует концепцию бережливого производства. Об этом нам рассказал Игнатий  Воденников, директор по развитию производственной системы.

 

 

Расскажите о вашем карьерном пути.

Вся моя профессиональная деятельность связана с судостроением. Я прошел трудовой путь от ученика рабочего до начальника машиностроительного производства, а в начале 2018 года возглавил только что созданную на заводе Дирекцию по развитию производственной системы.

 

Какие подходы к построению бережливого производства применяются на Балтийском заводе?

На уровне корпорации и завода сформулированы принципы построения бережливого производства и развития производственной системы. Это приоритет долгосрочных целей, ориентация на заказчика; люди – самый ценный ресурс, поток непрерывных усовершенствований, все внимание на производственную площадку (непосредственное выполнение работ).

Наша задача – выстроить единую систему развития предприятия, которая объединяла бы цели и задачи различных служб: производства, качества, охраны труда, ИТ, инноваций.

Такая система управляет взаимодействием всех сотрудников и сфокусирована на устранении потерь по каждой задаче, в каждом процессе.

 

И как этого добиться?

Цели предприятия нужно оцифровывать по принципам SMART. Важно не просто провозгласить лозунг, а составить план работ с ключевыми вехами. И контролировать, используя информационные системы предприятия. К примеру, в системе электронного документооборота процесс согласования документа составляет две недели, что не соответствует потребностям завода. Тогда формируется карта потока создания ценности для документа с фиксацией длительности операций по данным системы. Выявленные проблемы делятся на внешние и внутренние. Внешние находятся за рамками нашего влияния, а по внутренним проблемам проводим анализ и находим пути решения.

Когда я говорю об эффективности, то имею в виду конкретные измеримые показатели. По ряду проектов может быть определен экономический эффект в рублях, подтвержденный данными учета из системы.

 

Морские суда состоят из множества элементов и узлов, которые выпускаются на разных предприятиях. Готовы ли ваши партнеры работать так же быстро и эффективно, как и вы?

Начинать надо с себя. Но с некоторыми из наших смежников мы уже сотрудничаем по этому поводу. В частности, выстраивается взаимодействие с ЦКБ «Айсберг» – разработчиком документации для строящихся на заводе ледоколов. Информационные системы предприятий обмениваются данными в согласованных форматах. Оптимизируются сквозные процессы завода и ЦКБ.

Для планирования и координации работ по постройке корпуса и монтажу различного оборудования очень важно наличие полноценной 3D-модели судна с указанием всех систем и добавлением технологической информации. Такая модель позволяет отвечать на множество вопросов в ходе постройки судна. Современные подходы к судостроению предполагают, что основой является не чертеж, а именно модель. Чертежи могут формироваться из модели по мере необходимости. Строители кораблей и производственные мастера, находясь непосредственно в построечной зоне, имеют доступ к модели благодаря промышленным планшетам, что кардинально уменьшает время принятия управленческих решений. А как следствие – это сокращение времени строительства судна в целом, снижение его себестоимости и повышение конкурентоспособности по отрасли.

Работа по развитию взаимодействия с поставщиками и подрядчиками будет развиваться, и одной из основ взаимодействия также может выступать 3D-модель.

 

Концепция бережливого производства зародилась в японской корпорации Toyota. Знакомились ли вы с японским опытом?

Если говорить о концепции, то выше мы уже упоминали труды У. Ф. Тейлора, идеи Г. Форда и вклад в развитие научной организации труда Алексея Капитоновича Гастева. Концепция зарождалась именно их усилиями, а корпорация Toyota активно использовала и развила этот опыт.

Причем достижения корпорации Toyotа заслуживают изучения. Посещение Японии у нас только в планах. Хотя надо отметить, что данная корпорация очень сдержанно применяет современные ИТ-технологии, делая ставку на мотивацию работников.

Сегодня мы успешно сотрудничаем с госкорпорацией «Росатом» и развиваем свои компетенции, учимся, обмениваемся опытом и лучшими практиками.

 

Какие ИТ- и технические решения помогают сделать производство бережливым?

На Балтийском заводе уже реализован пилотный проект по внедрению системы мониторинга промышленного оборудования (СМПО). Чтобы выявлять потери при работе на станках, раньше приходилось выделять нормировщиков, проводить хронометраж рабочего дня, заполнять много бумажных форм. Мы пошли по пути автоматизации. Система мониторинга промышленного оборудования в автоматическом режиме «24×7» предоставляет нам информацию о том, как оно действует. У рабочих мест, оснащенных СМПО, имеются планшеты, куда рабочие заносят причины простоев. Внедрение такой системы существенно сократило трудозатраты и повысило точность данных. В онлайн-режиме мы видим, работает ли оборудование. А также можем анализировать статистику периодов и причин простоев. Работа по повышению эффективности стала системной и плановой. Кстати, эта система установлена только на наиболее востребованных станках. Устранение потерь на них позволяет «расшивать» узкие места технологических цепочек и увеличивать выход готовой продукции. Использование оборудования должно приносить деньги предприятию.

 

Человек не робот. Ему нужен отдых. Может ли такая система определить, где человек трудится, а где он, скажем так, расслабляется в рабочее время? Не воспринимают ли работники негативно такие нововведения?

Поначалу было негативное отношение. Но люди увидели положительные изменения в своей заработной плате. Если человек делает больше, он больше и зарабатывает. Причем проблемы, с которыми сталкиваются работники, фиксируются системой. Допустим, сломался станок. Система сразу же сообщает об этом, соответственно, работник не виноват. Начальник цеха или мастер участка получает информацию и должен принять управленческое решение. Сколько простоял станок, сколько пришлось ждать крана, сколько времени решались конструкторские вопросы и т. д. – все это отображается в системе. В ходе ее эксплуатации мы выявили три наиболее серьезные внутренние проблемы. Во-первых, это переналадка, на нее уходит очень много времени. Во-вторых, подготовка производства. В-третьих, ожидание крана. Для каждой из этих проблем мы разработали план мероприятий по сокращению времени. Даже такая элементарная операция, как затяжка болтов ручным инструментом, отнимала много времени. Поэтому сейчас наши работники используют ключи-трещотки. Можно сравнить: стоимость нового инструмента – 100 тысяч рублей, а потери времени, связанные с использованием ручного инструмента, составляли около 400 тысяч рублей в месяц.

Система мониторинга промышленного оборудования помогает тем, кто хочет работать и зарабатывать. А заодно выявляет бездельников, с которыми нам не по пути.

 

Помимо автоматизации, на промышленных предприятиях все активнее используются роботы. Видите ли вы перспективы роботизации в вашей отрасли и на вашем предприятии? Возможно, у вас много уникальных операций, которые слишком дорого и нецелесообразно доверять роботам?

Каждую уникальную операцию можно разбить на этапы. К тому же развитие технологий идет очень быстрыми темпами. То, что роботы не умели делать вчера, сегодня они уже способны реализовать. А завтра смогут еще больше. Идеи «Индустрии 4.0», заключающиеся в автономных роботах, моделировании и дополненной реальности, как раз и позволят совершить революцию в выполнении уникальных неповторяющихся операций. Человек будет обрисовывать круг задач, а различные роботы по продвинутым алгоритмам – «договариваться» между собой и строить корабли наиболее оптимальным способом. Но пока это технологии будущего. Как и аддитивное производство, когда на 3D-принтере можно будет распечатать корабль.

А сегодня на заводе создаются отдельные роботизированные участки для сварочных работ. Уже запущены линии изготовления плоских секций и микропанелей. В процессе создание участка по производству блоков биологической защиты для реакторов, где будут применяться сварочные и зачистные роботы. Работа связана со сваркой нержавеющей стали, а это вредно для здоровья. Робот даст стабильное качество, и наши сотрудники сохранят свое здоровье. Людей лучше перевести на другие участки, а максимально вредную работу мы будем автоматизировать и роботизировать.

 

 

У вас на предприятии существует инновационный отдел. Чем он занимается?

Одно из направлений его деятельности – создание производственных участков, модернизация, приобретение нового оборудования, причем качественно нового. Этот отдел отслеживает появление новых технологий производства и знакомит с ними специалистов завода. Далее принимается коллективное решение о применении таких технологий на заводе и закупке оборудования.

 

Как вы взаимодействуете с ИТ-специалистами?

Исторически работа ИТ-подразделения на заводе была выстроена по классическому принципу службы обеспечения. Дирекции обращались к ИТ-подразделению с конкретными запросами по компьютерам, сетям и ПО. ИТ-специалисты эти потребности обеспечивали.

Сегодня идет перестройка ИТ-подразделения с обслуживания на решение проблем завода. И в этом как раз активно используется бережливое производство. Цели проектов по развитию производственной системы могут заключаться в сокращении сроков выполнения работ, снижении себестоимости продукции, повышении производительности отдельных рабочих и целых подразделений, обеспечении качества. В рамках проектов и реализации предложений по улучшениям реализуются различные мероприятия по устранению потерь. Значительная часть этих мероприятий завязана на ИТ-технологии, автоматизацию. Как следствие, ИТ-специалисты все активнее участвуют в реализации проектов и предложений и непосредственно влияют на результаты завода в целом. Вектор ответственности ИТ-специалистов постепенно переносится с чисто ИТ-задач на успехи предприятия.

 

Насколько сильно вы ощущаете санкционное давление на ваше предприятие? В связи с этим меняете ли вы зарубежное ПО на российское?

Вопрос с заменой системы класса ERP мы в целом решили. Что касается отечественного ПО, отставание заметно по очень многим направлениям. Не знаю, сколько времени придется потратить на то, чтобы хотя бы приблизиться по качеству к западным решениям. Конечно, какие-то задачи мы уже осуществили, например, успешно заменили AutoCAD на российскую САПР. Гораздо серьезнее проблема с офисным ПО. Российские аналоги пока проигрывают по сравнению с зарубежными продуктами. Мы на предприятии очень активно используем MS Excel. Есть OpenOffice/LibreOffice, но он не обладает дружелюбным интерфейсом. Да, привыкнуть можно ко всему, но чем-то придется пожертвовать: эффективностью, функциональностью и т. д. Комплексные САПР, применяемые в судостроении, и вовсе невозможно заменить. Аналогов просто не существует. Чем заменить СУБД Oracle и Microsoft SQLServer, мы тоже не знаем.

 

Насколько широко вы используете системы бизнес-аналитики?

Сегодня эти системы на заводе практически не используются. Хотя потребность в BI-системах четко просматривается. Изучаем отечественные продукты и сравниваем с зарубежными аналогами. К сожалению, как я уже говорил, российские продукты на порядок слабее. Интерфейс зачастую не проработан, для получения отчетов необходимо иметь навыки программирования. Главное, в чем наши разработки отстают от западных, – это удобство для конечного пользователя. Ведь далеко не все владеют языками программирования. Мы хотим, чтобы руководители могли быстро и взвешенно принимать решения, получая отчеты там, где им это удобно, в том числе на мобильных устройствах. Именно для этого и предназначены BI-системы. Пока же нам приходится частично делать отчеты вручную, с помощью Excel.

Важен и такой момент. Многие западные BI-системы основаны на хранении данных в облаке их разработчика, а мы являемся государственным предприятием, выполняющим государственные заказы. Что-то хранить в публичном облаке для нас неприемлемо.

 

И последний вопрос. Все, о чем мы с вами говорили, невозможно без наличия высококвалифицированных кадров. Где вы берете сотрудников, как вы их обучаете и мотивируете?

На заводе работает программа переподготовки сотрудников и повышения их квалификации. Широко развита практика создания молодежных бюро для молодых специалистов. Завод участвует в ярмарках вакансий. Также активно привлекаются опытные работники с рынка труда.

При этом для высококвалифицированных специалистов важно создать благоприятные условия для самореализации. Чтобы были возможности применять современные подходы, видеть результаты своего труда.

Наш судостроительный завод тут находится в выигрышном положении. Мы создаем крупнотоннажные суда. И когда со стапеля в Неву, окутываясь миллионами брызг, сходит очередной корабль, каждый работник завода может почувствовать свой вклад в это замечательное событие.

 

Источник

 

Теги: 

Балтийский завод, «Объединенной судостроительной корпорации» (ОСК), Игнатий Воденников директор по развитию производственной системы, судостроение, SMART, ЦКБ «Айсберг», Информационные системы, 3D-модель, Концепция бережливого производства

 

Внимание!
Принимаем к размещению новости, статьи или пресс-релизы
со ссылками и изображениями. info@additiv-tech.ru