Трёхмерные перспективы кораблестроения

 

Внедрение новых технологий на кораблестроительных и судоремонтных предприятиях требует опережающей подготовки кадров.

 

По поручению Президента России секретарь Совета Безопасности РФ Николай Патрушев провёл выездное совещание по вопросам подготовки кадров, развитию флота и перспективным разработкам в области судо- и кораблестроения для гражданского и военного секторов. В совместной работе на базе Санкт-Петербургского государственного морского технического университета (СПбГМТУ) приняли участие представители Главного командования ВМФ России, органов государственной власти и руководители ведущих предприятий оборонно-промышленной отрасли, науки и бизнеса.

 

3D-предметный разговор

 

Прибыв в Санкт-Петербург, секретарь Совбеза прежде всего направился в инновационный кластер «корабелки» — так между собой вуз называют его выпускники и петербуржцы. В сопровождении ректора СПбГМТУ Глеба Туричина Николай Патрушев осмотрел инновационный и учебно-лабораторный корпуса университета. В студенческом конструкторское бюро для делегации Совбеза устроили демонстрацию подводной робототехники, которая уже нашла широкое применение в гражданской и оборонной сферах.

Наряду с подводными технологиями отдельного внимания делегации Совбеза был удостоен сектор аддитивного производства – перспективная технология, позволяющая из 3D-модели при помощи композиционных порошковых материалов изготавливать в лабораторных условиях экспериментальные образцы и габаритные детали для судов. Например, гребные винты размером до 3 метров.

Практика вуза такова, что инженеры-студенты ещё на этапе обучения привлекаются к разработке перспективных проектов по заказам гражданского промышленного и военного секторов. В числе ключевых заказчиков университета – госкорпорация «Росатом», нефтегазовая компания «Роснефть», Объединённая судостроительная корпорация, а также корпорация «Тактическое ракетное вооружение» и концерн «Калашников».

Перспективными разработками, большинство из которых носят закрытый характер, занимаются сразу несколько научно-производственных объединений университета. В современном арсенале авторитетного морского технического вуза: Управление оборонных исследований и разработок, Институт лазерных и сварочных технологий, Научно-исследовательская технологическая лаборатория и Центр арктических технологий. Это далеко не полный список профильных сфер научных интересов «корабелки».

В числе представленных на стенде СПбГМТУ разработок действующий образец волнового глайдера – надводного автономного аппарата или, проще говоря, морского беспилотника. Как пояснил замначальника Управления оборонных исследований и разработок Алексей Блинков, принцип его действия основывается на энергии волн. При помощи подводных крыльев на глубине от 2 до 7 м под воздействием морских волн создаётся момент, который приводит глайдер в движение со скоростью от 1,5 до 3 узлов.

По замыслу научных сотрудников «корабелки», которая зачастую выступает головным исполнителем подобных заказов, волновой глайдер может использоваться как в гражданских – экологических, океанографических исследованиях, так и в военных целях. Например, как ретранслятор подводного сигнала или при создании радиогидроакустического поля. Неся полезную нагрузку, автономный глайдер перемещается по заданному программой маршруту как самостоятельно, так и в составе группы, которая, в свою очередь, может включать и подводные аппараты.

Другая разработка, представленная на выставке, относится уже к подводным системам и представляет собой гидрокомбинезон сухого типа с установленным на нём модернизированным дыхательным аппаратом. Система в состоянии обеспечить работу водолаза на глубине до 50 м и автономное выполнение задач под водой до 4 часов, с увеличенным временем полезной работы в условиях умеренно холодного и тропического морского климата.

Особенность принятого на снабжение аппарата заключается в том, что в отличие от предыдущих модификаций, образец оснащён двумя баллонами – с кислородной и кислородно-азотной смесью. При этом аппарат даёт возможность водолазу самостоятельно переключаться между баллонами в процессе выполнения задачи. Такая система дыхания по полузамкнутой схеме как раз и обеспечивает больше полезного времени работы на разной глубине.

 

СПбГМТУ станет опорным университетом в области судостроения и подготовки инженерных кадров для кораблестроительных предприятий России

 

 

Судовая «цифровая верфь»

 

По-настоящему масштабным проектом для университета стало выполнение по заказу ФГУП «Росморпорт» совместно с «Центром технологии судостроения и судоремонта» работ по глубокой модернизации Онежского судостроительного судоремонтного завода. Причём в основу проекта была изначально заложена не просто реконструкция и расширение производственных и ремонтных мощностей завода, а полная цифровая трансформация производства под кодовым названием «цифровая верфь».

В работах по строительному, технологическому и информационному проектированию нового завода, согласно указанию Президента России, «корабелка» была определена головным исполнителем. По планам учёных-проектировщиков, большая часть элементной базы и программных решений в рамках «цифровой верфи» будет иметь российское «происхождение». Задача разработчиков проекта заключается ещё и в том, чтобы судоверфь в период реконструкции ни на день не останавливалась.

Тогда как проект «цифровой судоверфи» находится ещё на бумаге, а именно – в стадии проектных согласований, разработчики из «Центра технологии судостроения и судоремонта» пригласили секретаря Совета Безопасности «прогуляться» по территории Онежского судостроительного судоремонтного завода, правда, пока в виртуальной реальности. С виртуальным экскурсоводом Центра делегация смогла посетить автоматизированные судоремонтные доки, осмотреть инновационное оснащение заводских цехов и с высоты птичьего полёта оценить масштабы «цифровой стройки».

 

После завершения модернизации судовая программа Онежского судостроительного судоремонтного завода, согласно проектной документации, существенно расширится. По словам генерального директора Центра здесь смогут строить от 10 судов 5 различных проектов класса река-море, из них три траулерных судна, два танкера и один сухогруз. С одним из таких проектов – малым рыболовным траулером-сейнером «Визирь», строительство которого начнётся уже в августе это года, делегация Совбеза детально ознакомилась в трёхмерном измерении цифровой модели.

В детали ещё более амбициозного проекта судоверфи мирового уровня участников выездного совещания посвятил вице-президент Нефтяной компании «Роснефть» Андрей Шишкин. Создаваемый на Дальнем Востоке консорциумом судостроительный комплекс «Звезда», по его словам, станет первой в России верфью крупнотоннажного судостроения, которая позволит строить все существующие и перспективные суда практически без ограничения тоннажа и спускового веса корпусов, в том числе крупнейший арктический танкер-газовоз для работы на Северном морском пути.

Заложенная в проект технология крупносекционной сборки позволяет одновременно строить на верфи и спускать на воду несколько судов и объектов морской техники массой до 40 тысяч тонн. В строительных планах верфи – атомный ледокол типа «Лидер», головным исполнителем по которому определена «Звезда». Атомный ледокол этого проекта мощностью 120 мегаватт, как ожидается, первым в мире сможет круглый год проводить суда по Северному морскому пути при толщине льда до 4 м.

 

С кадрами решают

 

Единственной, как отметил Андрей Шишкин, проблемой в реализации планов мирового масштаба остаётся проблема нехватки квалифицированных кадров. «По целевым договорам на базе СПбГМТУ в этом году проходят обучение 42 студента. Сформирован заказ на 2020 год, но это очень мало, – подчеркнул вице-президент нефтяной компании. – На сегодняшний день задача минимум – 700 инженеров должно прийти на «Звезду». Для этого инвесторы готовы выделять и деньги, и жильё, даже открыть научно-образовательную кафедру, чтобы приблизить науку к дальневосточной практике.

Схожего мнения в высокой потребности квалифицированных инженерных кадров придерживается и руководство СПбГМТУ. «По нашим оценкам, развивающейся судостроительной отрасли необходимо более 2 тысяч инженеров», — уточнил ректор Санкт-Петербургского государственного морского технического университета. Притом что подготовка по судостроительным и другим необходимым для отрасли специальностям сейчас ведётся в 13 вузах, основной объём, порядка 60 процентов, подготовки инженерных кадров, по его словам, обеспечивает «корабелка».

Неудивительно, что из более чем десятка вузов подобного профиля именно СПбГМТУ было поручено стать опорным университетом в области судостроения и подготовки инженерных кадров для кораблестроительных предприятий России. Секретарь Совбеза, в свою очередь, подчеркнул, что по итогам ежегодного Всероссийского конкурса на звание «Организация оборонно-промышленного комплекса высокой социально-экономической эффективности» «корабелка» признана лучшей в стране.

В своём недавнем послании Федеральному собранию, напомнил участникам выездного совещания Николай Патрушев, Верховный Главнокомандующий, отмечая достижения в оборонной сфере, поставил задачу разрабатывать новые боевые комплексы и системы будущего. «Для решения этой задачи необходимо иметь подготовленные инженерные кадры, которых, как отметил Президент, не хватает в регионах», — подчеркнул секретарь Совбеза.

В этой работе, по словам Николая Патрушева, необходимо не просто увеличивать цифры приёма, а серьёзно, с участием работодателей и бизнеса заниматься развитием вузов в регионах, включая укрепление их учебной, исследовательской и социальной инфраструктуры, системы подготовки и повышения квалификации преподавателей. Для судостроения, отметил он, этот вопрос особенно актуален, поскольку предприятия отрасли рассредоточены по разным регионам России.

 

Автор: Александр АЛЕКСАНДРОВ, «Красная звезда» 

Источник

 

Теги: 

Трёхмерные перспективы кораблестроения, секретарь Совета Безопасности РФ Николай Патрушев, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет (СПбГМТУ), 3D-модели, композиционные порошковые материалы, квалифицированные кадры

Другие материалы:

 

Внимание!
Принимаем к размещению новости, статьи или пресс-релизы
со ссылками и изображениями. info@additiv-tech.ru