Слово «бионика» отсылает к будущему. Оно звучит непривычно и настолько привлекательно, что руки сами тянуться пробить в интернете его значение. Бионика — это наука, которая помогает использовать в производстве решения, подсмотренные у природы. При этом сфера их применения может быть абсолютно любой. От архитектуры (и самый яркий пример здесь известный каталонский архитектор Антонио Гауди) до двигателестроения, в котором на бионику опираются ведущие мировые производители, включая рыбинский «ОДК — Сатурн» (входит в Объединённую двигателестроительную корпорацию госкорпорации «Ростех»). Что такое бионика, и как с её помощью заинтересовать школьников инженерией — рассказываем в новом материале из цикла «Заводные практики».
Кадровый вопрос — один из ключевых для любой корпорации, и на «Сатурне» хорошо знают, что ориентировать на выбор профессии нужно уже со школьной скамьи. Специалисты работают со школами города и думают не только над содержанием, но и над формой. Профориентационные мероприятия всегда разнообразны: от долгожданных Дней открытых дверей и экскурсий до создания и поддержки школьных музеев. Другие форматы — это организация конференций и предметных олимпиад, проведение конкурсов и тематических уроков. Всё это не только помощь в выборе профессии, но и новые знания, и расширение кругозора детей.
Один из постоянных партнёров «ОДК — Сатурн» — рыбинская школа № 30. Именно в ней в ноябре сотрудники предприятия опробовали новую форму профориентации: метапредметные декады.
Школа № 30
Метапредмет — это работа, выходящая за рамки привычного обучения. В программе внеурочной деятельности школы № 30 метапредметные декады уже традиция. На них ученики разбирали такие понятия как «слово» и «подвиг», и вот очередь дошла до бионики.
— Понятие бионика — всеохватывающее и современное, поэтому для нас было важным участие «Сатурна», ведь предприятие как раз применяет бионику в своей работе, — говорит директор школы № 30 Антонина Новикова. — Мы сотрудничаем с «Сатурном» очень успешно и всегда в прогрессивном направлении. Стараемся делать это максимально эффективно, поэтому уходим от массовой работы в сторону индивидуального подхода. Для современных детей нужны новые методы; то, что было раньше, им уже не так интересно.
Что такое бионика знает не каждый взрослый. Но старшеклассники тридцатой школы теперь легко оперируют не только понятиями из теории, но и практической информацией.
— В нашем понимании бионика — это симбиоз человека и природы. Это то, что мы подсматриваем у природы и внедряем в производство, — поясняет заместитель главного технолога опытного завода «ОДК — Сатурн» по перспективным технологиям Владислав Плешкун. — Это объединение и единение природы и техники. Самый простой пример — крылья птиц, которые послужили прототипом крыла самолёта.
— Бионика — это прикладная наука о создании конструкции и технологий на основе природных процессов, — продолжает Анатолий Лысенко, главный специалист по развитию персонала «ОДК — Сатурн». — Мы стараемся познакомить ребят с технологиями, которые являются ключевыми на «Сатурне». Одна из них — аддитивная, по изготовлению деталей из металлопорошковых композиций различных сплавов, когда так же, как и в природе, мы «выращиваем» детали авиационных двигателей. Это будущее нашего производства.
Анатолий Лысенко
В один из ноябрьских учебных дней старшеклассники с самого утра погрузились в тему бионики. Начали с фильма, в котором школьникам показали, как «Сатурн» использует секреты природы в механизмах и технологиях. Эстафету подхватили учителя: математика, химия, география, литература и даже ОБЖ, в этот день с бионикой было связано абсолютно всё. И моторостроители, и педагоги верят: такие тематические декады — широкое поле для творчества, причём не только для детей, но и для коллектива школы.
День бионики завершился встречей со специалистами «Сатурна». Представители предприятия провели занятия по четырём секциям для каждой параллели с 7-го по 11-й классы. С помощью презентаций ребятам объяснили, как бионика используется на производстве. Школьники увидели примеры деталей, прототипом которых стали существующие в природе решения и процессы: сатурновцы объяснили, как «эффект светлячка» используется при люминесцентном способе контроля качества деталей; как конструкция пчелиных сот нашла применение в звукопоглощающих панелях и рассказали много другой информации.
— Перед началом декады бионики мы провели очень много встреч, договаривались об уровне подачи материала, искали точки соприкосновения, была проделана большая плодотворная работа, — подчёркивает директор школы Антонина Новикова.
Школьники, которые с большим интересом слушали докладчиков, поделились с журналистом «Черёмухи», что совместный эксперимент удался, и организаторам впору ставить «отлично»:
— Было интересно и познавательно, с такими знаниями мы ещё не сталкивались. На каждом уроке сегодня были задания, связанные с бионикой. Узнавать новое — всегда полезно, — говорит ученик 10-го класса Даниил Зейналов.
— Тема интересная и очень перспективная. Такие мероприятия, на мой взгляд, очень полезны. Сейчас сложно определиться с тем, куда поступать, на кого учиться, где потом работать. Такие встречи нацеливают людей. Возможно, в будущем я захочу стать конструктором. Я уже участвовал в олимпиадах, проводимых «Сатурном», и был с обзорными экскурсиями на предприятии. Очень хотелось вживую увидеть производство, — продолжает десятиклассник Юрий Кустиков.
— Бионика — важная наука, она позволяет искать и находить что-то новое. Самый простой пример, это как исследование репейника помогло сделать липучку. Мы узнали, какие технологии используются у нас в Рыбинске. Было интересно узнать о 3D-печати, я думаю, это очень перспективное направление. Во время таких мероприятий узнаёшь больше, чем на уроках, — подвёл черту Александр Калинин из 11-го «Б».
Декада бионики завершится 22-го ноября. В программе, помимо Дня бионики и встречи с экспертами «Сатурна», постановка спектаклей, доклады, участие в интернет-проектах. Запланированы конкурс-выставка проектов «Патентное бюро: объекты бионической формы» и творческий конкурс рисунков «Бионик-супергерой».
В «ОДК — Сатурн» уверены, что после такой насыщенной работы сформируются целевые группы ребят, заинтересованных этой темой. Для них проведут тематические экскурсии по предприятию, где они смогут увидеть передовые технологии в реальности. А кого-то из старшеклассников, желающих продолжить подготовку к поступлению в вузы, которые готовят специалистов по направлениям, востребованным на Сатурне», компания даже пригласит на практику.
Производству как никогда нужны молодые кадры с новым мышлением и отличным взглядом на мир, способные быстро учиться и применять знания на практике. Поэтому работе со школьниками в системе профориентации уделяется так много внимания.
— Ребят интересует не сегодняшний день, а будущее. «ОДК — Сатурн» — одно из первых предприятий, на котором появляются новые профессии, — говорит главный специалист по развитию персонала «ОДК — Сатурн» Анатолий Лысенко. — Мы каждый год проводим Международный инновационный технологический форум. В числе его направлений — аддитивные технологии и композиционные материалы, IT-технологии и робототехника — это те технологии, которые уже шагнули в нашу компанию. Это цифровые технологии. Мы говорим о цифровой экономике, а «Сатурн» уже 20 лет живёт в «цифре». И об этом нужно ребятам рассказывать.
— Нельзя сделать перспективную новую технику на традиционных подходах, — согласился с Лысенко начальник конструкторского отдела систем инженерного анализа Кирилл Пятунин, добавив, что формировать новое мышление нужно, начиная со школы.
— Перед «Сатурном» сейчас стоят очень амбициозные задачи. Мы должны поддерживать статус авиационной державы. Без кадров это невозможно. Необходимо поднимать престиж профессии; объяснять, рассказывать, прививать интерес детям к тому, чем мы занимаемся, — считает заместитель главного технолога опытного завода по перспективным технологиям Владислав Плешкун.
«Сатурн» давно и успешно сотрудничает с различными учебными заведениями Рыбинска. На предприятии работает совет по профориентационной работе, в который входят представители служб генерального конструктора, директора производства, директора по персоналу, участники Совета молодёжи и Совета ветеранов. На будущее строят большие планы: это и проект создания в следующем учебном году на базе школы № 12 специализированного 10-го класса инженерного профиля, и целевое обучение в ведущих университетах страны за счёт предприятия для ребят, выбравших двигателестроение своей профессией. Развиваться и двигаться вперёд, осваивать новые технологии без талантливых высококвалифицированных специалистов невозможно. Но «Сатурн» принял вызов времени и, кажется, знает, как на него ответить.