Специалисты Центра компетенций «Технологии композитов» Института авиационных технологий и управления УлГТУ предложили изготавливать средства технологического оснащения, увеличивающие производительность труда. Новые комплексные технологии с использованием полимерных материалов предназначены и уже применяются в самолетостроении.
Средства технологического оснащения (СТО) или оснастка являются неотъемлемой частью единого производственного процесса на авиастроительном предприятии. СТО представляют собой приспособление для закрепления заготовок и сборки при производстве деталей самолетов. Взамен классической оснастки ученые Политеха разработали устройства из композиционных материалов. Эксплуатационные характеристики формообразующей 3D-оснастки гораздо выше, она способна выдерживать необходимые нагрузки. За счет применения аддитивных технологий процесс ее изготовления проходит в автоматическом режиме, что позволяет увеличить производительность труда в два раза.
«Все работы по изготовлению СТО нового поколения для производства авиазавода проводились на базе научно-учебной лаборатории Центра компетенций «Технология композитов» Института авиационных технологий и управления УлГТУ. Нашими специалистами накоплен хороший научно-технический задел для реализации проектов, связанных с изготовлением СТО и внедрением в производственную систему. По данной тематике поданы заявки на полезную модель и на изобретение», – рассказывает заведующий лабораторией Денис Ястребов.
Предложенная учеными УлГТУ модульная оснастка применяется в заготовительно-штамповочном производстве филиала ПАО «Ил» – Авиастар. Завод специализируется на производстве транспортных самолетов Ил-76МД-90А, сервисном обслуживании самолетов Ан-124 «Руслан».
«СТО играет ключевую роль в оптимизации и автоматизации производственных процессов. СТО нового поколения, созданные на основе аддитивных технологий с применением композиционных материалов, позволят не только сократить производственный цикл, эксплуатационные характеристики оснастки повышаются в два с половиной раза. Кроме того, система изготовления СТО с использованием полимеров решила вопросы, связанные с изготовлением больших объемов оснастки и наличием отходов, образующихся при обработке металлических заготовок. Устранены проблемы хранения, логистика крупногабаритных СТО и возникновения при этом дефектов на оснастке», – комментирует заведующая кафедрой «Автоматизации машиностроительных производств и производства композитных материалов» ИАТУ УлГТУ Анастасия Кошкина.
Напомним, УлГТУ вошел в программу «Приоритет-2030» в статусе кандидата. Программа развития вуза включает в себя три стратегических проекта, реализуемых при поддержке индустриальных партнеров. Один из проектов направлен на создание средств композиционной технологической оснастки, в том числе на основе аддитивных технологий.