Французский концерн Safran готовится к испытаниям технологического демонстратора Add+ — усовершенствованного варианта турбовального вертолетного двигателя Arrius, примерно на треть состоящего из напечатанных на 3D-принтере металлических компонентов.
Двигателями Turbomeca Arrius оснащаются различные вертолеты производства Eurocopter, Augusta и Bell, а также российские вертолеты Ка-226T. Safran рассматривает возможность серийного производства модернизированных двигателей с 3D-печатными деталями, опираясь на широкий опыт экспериментального аддитивного производства, в том числе с использованием технологий селективного лазерного наплавления (SLM) и прямого лазерного осаждения (DED) металлопорошковых композиций. Работы над проектом Add+ начались в прошлом году, а грядущей осенью специалисты Safran намерены приступить к стендовым испытаниям технологического демонстратора, в настоящее время находящегося на этапе сборки.
«Мы взяли за основу имеющийся двигатель и перепроектировали почти тридцать процентов деталей с расчетом на технологии 3D-печати и внедрение таких компонентов в серийное производство. Во время наземных испытаний мы проверим новые детали в деле», — поясняет координатор проекта Add+ Этьен Хессе.
С 2016 года в работах над внедрением аддитивных технологий в производство авиационных силовых установок Safran принимает участие австралийская компания Amaero Engineering. На иллюстрации выше показаны изготовленные австралийскими специалистами опытные 3D-печатные компоненты вспомогательной силовой установки Saphir 4.2, используемой на реактивных самолетах Dassault Falcon 20.
В 2017 году Safran получила сертификат Европейского агентства авиационной безопасности (EASA) на 3D-печатные турбинные колеса вспомогательных силовых установок eAPU60, изготовленные методом селективного лазерного наплавления из жаропрочного никелевого сплава Hastelloy X.