Ученые из Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева разработали технологию производства двигателей для беспилотников. Теперь создавать новые малоразмерные газотурбинные двигатели можно всего за полтора года.
В два раза ускорить процессы проектирования и производства помогли компьютерные технологии. При разработке аппарата специалисты применили цифровые сопряженные двойники двигателя и виртуальный полигон. Ученые смоделировали параметры рабочих процессов, уделив особое внимание камере сгорания.
"Задача проектирования малоразмерного газотурбинного двигателя актуальна и противоречива, так как при уменьшении размеров самого агрегата уменьшаются величины КПД узлов, возрастают потери в проточной части. Поэтому создаваемые математические модели рабочих процессов двигателя должны корректироваться с учетом малоразмерности изделия", — рассказал исполнительный директор Института двигателей и энергетических установок (ИДЭУ) Виталий Смелов.
Прототип серии двигателей изготовили в университетской лаборатории аддитивных технологий на 3D-принтере с использованием отечественных металлических порошковых композиций. Он уже успешно прошел испытания.
Важно, что такие двигатели могут работать на экологически чистых видах альтернативного топлива, в том числе с добавлением водорода. Их можно использовать на беспилотных летательных аппаратах и в энергетике — на объектах энергоснабжения небольших населенных пунктов, промышленных предприятий, торговых центров, больниц.