В музее искусств и археологии чжэцзянского университета (zjumaa) в китае открылась новая экспозиция под названием "благодать и величие": воспоминания о гротах юньгана сквозь столетия", которая посвящена знаменитым древним буддийским пещерам в провинции шаньси, вырубленным в скале. Одним из ключевых моментов новой выставки является подвижная копия одного из гротов в натуральную величину, созданная с помощью 3d-печати.
Гроты Юньгана датируются V веком. Комплекс состоит из 45 крупных пещер (всего их 252) и содержит более 50 000 статуй, причем все эти объекты были искусно вырезаны из песчаника. Обширный комплекс, внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, является одним из самых известных образцов древней буддийской скульптуры. Вновь открытая выставка в ZJUMAA призвана донести до посетителей волшебство гротов таким образом, чтобы они могли не только узнать о знаменитом месте, но и почувствовать его, пусть даже и в малой степени.
Напечатаная 3D-копия пещеры Юньган была создана Институтом культурного наследия Чжэцзянского университета и Научно-исследовательским институтом гротов Юньган. Поскольку воспроизвести все буддийские памятники было невозможно, команда выбрала одну из самых примечательных пещер для воспроизведения, известную как Пещера № 12, или Музыкальная пещера, т.к. в ней изображены боги, играющие на разных музыкальных инструментах. На самом деле, боги, вырезанные в пещере, считаются самым ранним придворным симфоническим оркестром Древнего Китая. Сама пещера довольно просторная, ее глубина составляет 14 метров, ширина - 11 метров, высота - 9 метров.
Процесс создания копии пещеры начался в 2016 году, когда исследователи начали сбор цифровых 3D-данных пещеры с помощью фотограмметрии и 3D-лазерного сканирования. На основе этих данных команда смогла создать 3D-модель пещеры, которая затем была разбита на 110 блоков, подходящих для 3D-печати и транспортировки к месту экспозиции. Общий вес блоков составил две тонны. По словам команды, для их перемещения потребовалось около восьми стандартных контейнеровозов, а сборка заняла около недели.
По словам исследователей, погрешность в размерах реплики пещеры по сравнению с оригиналом не превышает 2 мм, а точность воспроизведенных цветов составляет 95%. Окрашивание производилось с помощью натуральных минеральных пигментов, почти также, как окрашивали пещеры почти 2000 лет назад. Этот кропотливый процесс, как сообщается, занял около восьми месяцев.