Владельцы 3D-принтеров по всей России печатают самодельные средства защиты для медиков



Александр Роненсон, кандидат медицинских наук, заведующий отделением анестезиологии и реанимации ГБУЗ ТО «ОКПЦ им. Е. М. Бакунин

В России появилось движение волонтеров, которые на своих 3D-принтерах печатают защитные приспособления для врачей и медсестер. Подобные объединения действуют уже во многих странах, но в нашем государстве у движения своя специфика: по словам волонтеров, врачи просят не рассказывать, что больницы обращаются к ним за помощью.

 

Александр Роненсон, кандидат медицинских наук, заведующий отделением анестезиологии и реанимации ГБУЗ ТО «ОКПЦ им. Е. М. Бакуниной». Фото: Анатолий Максимов

 

«Услуги 3D-печати для врачей»

Инженер и программист из Уфы Александр Улитин купил 3D-принтер два года назад, печатает запчасти для автомобилей, бытовой техники и даже кормушки для котов. Но месяц назад, отложив основную работу, Александр перешел на изготовление самодельных средств защиты для врачей, которые борются с распространением COVID-19.

Вместе с региональной группой волонтеров программист сделал 539 защитных щитков и 147 переходников для полнолицевых плавательных масок. Если к маске с помощью коннектора прикрепить вирусно-бактериальный фильтр от аппарата искусственной вентиляции легких (ИВЛ), она начнет работать как респиратор. Впрочем, Улитин замечает, что производимые им изделия сертифицированными средствами индивидуальной защиты не являются.

«Мы просто оказываем услуги 3D-печати для врачей, которые могут самостоятельно, на свой страх и риск, изготовить средства индивидуальной защиты. Мы ни то ни другое не рекомендуем. Мы просто предоставляем им такую возможность на самый крайний случай», — объясняет Улитин.

Волонтеры отдают продукцию врачам бесплатно. Один из переходников у предпринимателя заказала анестезиолог-реаниматолог из Уфы Александра Четвергова. Врач работает в частной клинике и пока не соприкасается с пациентами с новой коронавирусной инфекцией, но не исключает, что в случае обострения ситуации может оказаться в очаге заражения из-за своей специальности.

Четвергова еще до введения режима всеобщей изоляции купила за полторы тысячи рублей маску для снорклинга и заказала переходник: «Я лично активно слежу за развитием событий два месяца уже в мире, читаю сайты зарубежных коллег, смотрю, чем они пользуются. Уже давно было очевидно, что и на Западе закончились средства индивидуальной защиты, и анестезиологи со всех стран начали как-то пытаться выкручиваться из этой ситуации».

По словам Улитина, Александра — один из первых реаниматологов, обратившихся к нему за переходниками. То, что она не скрывает, как запасается самодельными защитными средствами, по словам программиста, скорее исключение.

«Группа свободных индивидов»

Дизайнер из Москвы Всеволод Очинский с начала пандемии следил за новостями о том, как в разных странах волонтеры снабжают защитными приспособлениями врачей. Например, в Италии больница в одном из самых зараженных районов страны столкнулась с нехваткой клапанов, с помощью которых больных подключают к аппаратам ИВЛ. Официальный производитель за повышенным спросом не поспевал. Тогда две компании, специализирующиеся на 3D-печати, согласились бесплатно изготовить партию клапанов.

Очинский искал подобные проекты в России. По его словам, 31 марта он наткнулся на волонтерский чат в телеграме, где обсуждали, как на 3D-принтере сделать нечто похожее на подушку для лежачих больных. «Была чудовищная каша какая-то… разброд, шатания. Что делать, непонятно. Я предложил записываться народу в табличку, кооперироваться», — вспоминает он.

В России выпуск защитных приспособлений сперва начался в трех городах: Москве, Уфе, где работает Улитин, и Санкт-Петербурге, где мейкеры запустили кампанию «3D врачам». В других регионах координаторы решили помочь волонтерам найти друг друга. Так стало формироваться движение «Мейкеры против COVID-19» (мейкерами называют людей, которые увлекаются 3D-печатью). На сегодняшний день оно объединяет более полутора тысяч человек, активно занимаются печатью средств защиты около 200 волонтеров.

Очинский называет участников движения «группой свободных индивидов», где нет начальства. «Основной принцип управления — самоорганизация. Они должны все делать сами. Как можем помогаем, всем отвечаем. Будем поставлять бесплатное сырье в обмен на отчетность, фотографии. Выходы, контакты, поиски спроса — все на их плечах. По сути, мы управляем только ключевыми моментами типа какого-то сайта», — объясняет он. Чтобы отправлять сырье волонтерам, координаторы собирают деньги: по словам пресс-секретаря движения Марии Немцовой, сейчас пластика на все заказы не хватает.

Волонтеры собирают идеи модификации изделий: переходники, защитные щитки, подушки для лежачих пациентов и защитные боксы. Сейчас активно обсуждают выпуск держателей для медицинских масок. Такое приспособление придумал канадский школьник, который узнал, что от целого дня работы в респираторе у работников больниц болят уши. Это пластиковая полоска с выступами, за которые цепляют резинки надетой на лицо хирургической маски.

 

«Врачи боятся последствий»

На сайте движения врачи оставляют заказы. На момент публикации, по данным Немцовой, из разных городов поступило больше 170 заказов на 9849 щитков, 1439 переходников, 540 защитных боксов и 300 держателей для масок. Медики обращаются и напрямую к волонтерам, а владельцы 3D-принтеров сами ищут в своих регионах больницы, нуждающиеся в помощи. Волонтеры отмечают, что в большинстве случаев медицинские работники просят не афишировать, что они сотрудничают с 3D-печатниками.

«Врачи боятся последствий, поэтому большинство просит сохранить инкогнито. Классно, правда? Когда меня спрашивают, сколько врачей обращались, скольким помогли, я имею полную статистику на руках, а сказать ничего не могу», — рассказывает участник сообщества 3D-печатников из Санкт-Петербурга Иван Каширин.

 

По методическим рекомендациям Министерства здравоохранения, при поступлении пациентов с симптомами COVID-19 врачи могут носить только сертифицированные респираторы определенного класса защиты. Из разных городов России поступают сообщения от врачей, что средств защиты им не хватает. Руководство лечебных заведений зачастую пытается эту информацию опровергнуть и грозит медикам, идущим на контакт со СМИ, санкциями.

«Мы сталкиваемся с ситуациями, когда администрация препятствует разглашению того факта, что чего-то не хватает, хотя, с моей точки зрения, здесь нет ничего такого, что нужно держать в секрете. Например, наши коллеги, работающие в тех же Соединенных Штатах, в той же самой Франции, в той же самой Италии, испытывают те же самые проблемы. Это общемировые проблемы», — говорит президент Федерации анестезиологов и реаниматологов Константин Лебединский.

По его словам, федерация проводила опрос региональных отделений, чтобы выяснить, хватает ли средств защиты в реанимациях и палатах интенсивной терапии: «Говорят о том, что практически всюду ощущается нехватка. Там, где средства защиты есть, руководители наших региональных отделений говорят, что их запаса [хватит] очень ненадолго и при массовом поступлении пациентов их хватит на несколько дней. В некоторых регионах речь идет о том, что средств, соответствующих установленным требованиям по санэпидрежиму, нет вовсе».

Президент федерации говорит, что уже сам протестировал маску, к которой через переходник подключается фильтр от ИВЛ, и утверждает, что дышать в ней удобно, а в подобных фильтрах недостатка пока нет. Лебединский уточняет, что при наличии штатных средств защиты врачи должны использовать именно их. Самодельные средства могут идти в ход, только если у врачей нет другого выхода.

Помощь в помощи

«Мы хотели бы, чтобы было просто одобрение нашей деятельности со стороны людей, которые принимают решения по данному вопросу. Потому что мейкеры опасаются, что их арестуют за незаконное производство. Врачи опасаются, что их уволят. Хотя никто ничего незаконного не делает», — говорит Немцова.

Наладить сотрудничество с городской администрацией волонтерам удалось, например, в Челябинске. По словам главного внештатного специалиста по медицинской профилактике управления здравоохранения администрации города Дмитрия Прокопьева, в Челябинске нет недостатка средств защиты, но на случай неблагоприятного развития ситуации одной из реанимаций уже передали образцы переходников.

Пока особенный интерес у Прокопьева вызвали защитные щитки: «В первую очередь будем поставлять докторам, которые находятся на передовой, то есть в палаты интенсивной терапии, реанимации, лаборатории, которые работают непосредственно с биологическим материалом. И дальше у нас есть планы оснастить этими защитными щитками скорую помощь и, если у нас хватит сил и ресурсов, врачей первичного звена».

Помогают волонтерам предприниматели, которые соглашаются дать сырье бесплатно. Андрей Адамов рассказал, что его компания Harz Labs поставила мейкерам несколько десятков килограммов полимера. До карантина один его килограмм продавали по 10 тысяч рублей. Из пожертвованного сырья можно сделать несколько тысяч переходников. «Акцию продолжаем. Мы готовы поддерживать это движение помощи врачам и дальше. И это несмотря на то, что рынок сейчас стоит полностью, мы ничего не продаем. Но в эти сложные времена мы приняли решение отдавать полимер бесплатно».

Автор: Софья Коренева

Источник

 

 

Внимание!
Принимаем к размещению новости, статьи или пресс-релизы
со ссылками и изображениями. info@additiv-tech.ru

 

rss