Промышленность в 3D: аддитивные технологии и объемное сканирование



Время выхода в эфир: 26 ФЕВРАЛЯ 2021, 13:13

ГОСТИ:

Артем Авдеевгенеральный директор компании ООО «СтереоТек»

Андрей Исуповоснователь и генеральный директор компании «ПИКАСО 3Д»

Александр Юхневичзаместитель директора по развитию компании «TEXEL»

 

ВЕДУЩИЙ: Иван Карпушкин

 

 

И. Карпушкин ― Уважаемые слушатели и зрители «Эха Москвы», в эфире «Культ столичности: новая промышленность». Это программа о развитии производственного комплекса и индустриальной трансформации Москвы, с вами я, её автор и ведущий, технокультуролог Иван Карпушкин, здравствуйте. Сегодняшний наш разговор я хотел бы начать с цитирования руководителя Департамента инвестиционной и промышленной политики Москвы, Александра Прохорова, «Аддитивные технологии — перспективное направление развития промышленного производства. Московские предприятия, от строительных, до производителей медоборудования, активно берут их на вооружение. Работают в Москве и компании, которые занимаются непосредственно выпуском этой продукции. Московские власти традиционно уделяют особое внимание высокотехнологичным производствам, и для них, как впрочем, и для других столичных предприятий, разработаны различные меры поддержки. Во-первых, это прямая финансовая помощь, которую можно получить в виде субсидии или льготных займов, во-вторых, для эффективного развития высокотехнологичных компаний Москвы, власти предоставляют им различные льготы, в том числе налоговые. Так, для компаний, работающих в особой экономической зоне «Технополис Москва», и получивших статус её резидента, действует нулевая ставка налога на имущество, сниженный налог на прибыль, и доступ к беспошлинному импорту», конец цитаты. Аддитивные технологии, известные в быту как 3D печать, действительно растут опережающими темпами, являясь одной из базовых технологий так называемого шестого технологического уклада, в который мы с вами уже одной ногой почти зашли, а второй пока шагнуть никак не можем. Впрочем, не только мы, это и весь мир в таком состоянии находится. И это прекрасно, что прямо здесь в нашем городе, можно сказать на расстоянии вытянутой руки находятся люди, которые создают технологии шестого уклада. И не просто создают, а успешно конкурируют на глобальном рынке, лидируют в своих нишах, и являются можно сказать законодателями мод в 3D печати и сканировании. И сегодня я пригласил этих замечательных людей, Андрея Исупова, основателя и генерального директора компании «Пикасо 3D», Александра Юхневича, заместителя директора по развитию компании «Texel», и Артема Авдеева, генерального директора ООО «Стереотек». И мы поговорим про аддитивные технологии, и их перспективы. Андрей, Александр, Артем здравствуйте, приветствую вас.

 

А. Исупов ― Здравствуйте.

А. Юхневич ― Здравствуйте, Иван.

А. Авдеев ― Здравствуйте, Иван.

И. Карпушкин ― Господа, давайте знакомиться. Андрей, что производит ваша компания, почему она называется «Пикасо 3D», и кто ваши основные потребители?

А. Исупов ― Наша продукция, да, это 3D принтеры. Изначально мы начинали с персональных машин, и в итоге сейчас уже делаем такие напольные машины, да, уже не только настольные, и у нас в планах есть определенные, скажем так, разработки, и сейчас уже они в процессе именно по более таким, индустриальным машинам. Вообще в принципе, мы работаем по технологии RDM, или по-другому её называют FFF. И собственно, как это многие, наверное, знают, это некое направление, послойное наплавление пластиковой нити. Компанию в принципе назвали так, потому что мы считаем, что 3D печать, это как такое некое искусство, да? Поэтому назвали компанию, таким образом, и так как 3D печать, и вообще аддитивные технологии, это устройства, которые позволяют печатать изделия, которые в принципе невозможно произвести никаким любым другим методом стандартного производства. Ну, и собственно, вот таким образом, мы изначально это дело связали с неким искусством. И ещё тогда, в 2011 году, когда мы только создавали компанию, никто в принципе не знал про 3D печать, и для нас это было прям вот совсем в новинку, и мы тогда прям, вот, шли на острие вместе со всем миром, который, тогда только-только появились первые персональные машины. И на самом деле очень интересно наблюдать за развитием рынка, потому что сейчас вот 21-й год, и с каждым годом всё сильнее и сильнее мы замечаем то, что всё больше и больше различных компаний начинают пробовать эту технологию. Она начинает приносить им пользу, они начинают экономить деньги, они начинают ускорять выпуск своих продуктов, или в принципе позволяют сделать то, что раньше они не могли сделать.

 

И. Карпушкин ― А кто ваши основные потребители?

А. Исупов ― Если говорить про потребителей, то на самом деле спектр настолько широк, что сложно назвать, там, вырвать какие-то основные сегменты, да, то есть, в принципе начиная от образования, где там и школьники, и студенты, и заканчивая исследованиями мелкосерийным, и там среднесерийным производством. То есть, это там конструктора, это медики, может быть и реклама, медиа бизнес в том числе. Ну, и плюс как я уже сказал, образовалка.

 

И. Карпушкин ― Спасибо. Александр, компания «Texel» производит 3D сканеры. Где располагается ваше производство, для каких целей может использоваться ваша продукция, и кто ее в основном покупает?

А. Юхневич ― Наша компания находится в «Технополисе Москва», на Волгоградском проспекте. Сами 3D сканеры, это наша базовая технология, которая позволяет за 30 секунд создать точную копию человека. Это точная копия человека в цифровом мире, может быть моментально обмерена, мы получаем все размерные признаки, на основе которых можем рекомендовать подходящий размер одежды, либо погружать в какие-то различные игровые среды. Помимо этого, на основе этой базовой технологии, мы предлагаем сейчас новое мобильное решение, которое позволяет на основе базы данных, полученных со сканеров, рекомендовать подходящий размер одежды, на основе базовых параметров человека. Наши сканеры на сегодня установлены в 25 странах мира, мы собрали более 100 тысяч 3D сканов людей. Эти данные дают нам достаточную выборку для того, чтобы натренировать нейронную сеть, рекомендовать подходящий размер одежды по базовым параметрам, таким как рост, вес, тип фигуры, и возраст. Соответственно, мы можем рекомендовать человеку подходящий размер, никогда не видя его, и делать это удаленно. Что очень востребовано в индустрии моды.

 

И. Карпушкин ― То есть, сейчас уже для того, чтобы понять, как выглядит человек, вам не нужно его сканировать, а нужно просто снять его какие-то базовые параметры. Любой, там не самого высокого разрешения камеры, да? Правильно я понимаю?

А. Юхневич ― Даже менее того. Это сейчас, мы предлагаем решение на основе вэбвиджета, который встраивается на сайт ритейлера. Человек просто отвечает на четыре вопроса, и получает рекомендацию подходящего размера одежды. Помимо этого, мы даем возможность человеку загрузить свою фотографию, а генеративная сеть спроецирует, как на этом человеке будет выглядеть конкретная одежда.

 

И. Карпушкин ― Спасибо. Артем, как мне известно, компания «Стереотек» тоже производит 3D принтеры, но какие-то специализированные. В чем особенности ваших решений, где они могут применяться, и кто их в основном использует?

А. Авдеев ― Да Иван, всё верно. Наши принтеры, это специализация на отрасли промышленности, то есть принтеры мы еще называем уже не 3D, а 5D принтеры. Машины, которые работают с пятью степенями свободы, позволяют упрочнять получаемые детали, при этом экономя время на производство, и создавать уже полностью готовую деталь, которую можно встроить в промышленную установку, да, в какой-то станок. То есть, изготовить готовую запасную часть для этого устройства. Наши принтеры в настоящий момент гибридные, то есть его можно использовать как классический 3D принтер, изготавливая какие-то макеты, плоские детали, и использовать как 5D принтер, да? Получая прочную трехмерную уже структуру, деталь. При этом, сейчас установки позволяют наплавлять и непрерывное углеволокно, это потенциальная замена в станках не только полимерных деталей, но и металлических деталей.

 

И. Карпушкин ― Спасибо, а пять степеней свободы, это как?

А. Авдеев ― если вы знаете, да? У классических 3D принтеров есть рабочая платформа, ну такой столик, который перемещается в трех координатах, да? В пространстве. Вместо такого столика, мы используем наклонно-поворотный модуль, то есть, у нас добавляется еще две степени свободы, это наклонный поворот, и вот в процессе построения детали она всячески вращается, что нам позволяет как раз таки поворачивать нависание, таким образом у деталей, чтоб выстраивать их вертикально. Соответственно, нам не требуются подпорки, поддержки, которые используются в классической 3D печати. Структура создается объемной, что упрочняет деталь по всем направлениям, и мы получаем адекватную замену литейным деталям, ну в отличие от классики 3D печати, которая создает плоские слои, и деталь достаточно просто сломать, зная, как приложить нагрузку. Ну, по сути, поперек слоев.

 

И. Карпушкин ― Спасибо. Предлагаю теперь обсудить в целом рынок аддитивных технологий. Я как-то сталкивался с несколькими энтузиастами, проектировавшими фабрики будущего. Это были разные проекты, но у всех в основе лежали именно аддитивные технологии. В перспективе это дешево, практично, технологично, экологично, и что называется ондеманд, да? По запросу. Андрей, с вашей позиции, куда движется рынок 3D печати, какие позиции в России и в мире, вы ожидаете занять в ближайшем будущем?

А. Исупов ― Ну, вы всё правильно на самом деле говорите, что вот именно фабрики будущего, это как раз очень актуальное в данный момент направление, потому что как, например, показал прошлый год, в тот момент, когда многие фабрики и заводы остановились, и не было производства в целом, то все испытывали огромные просадки в поставках, и это было действительно большой проблемой. И те, у кого были свои 3D принтеры, свои там 3D фермы, они испытывали гораздо меньше проблем, и они могли не останавливать свой цикл. И на самом деле, вот как раз таки те самые 3D фермы, это то, что мы сейчас очень глубоко прорабатываем. То есть, если раньше 3D принтер, это был просто станок, который может печатать, то сейчас он начинает обрастать большим количеством некой вот экосистемы вокруг, и появляется огромное количество функционала дополнительного, сервисов, которые позволяют работать принтеру не как просто станку, а как некой услуге. И мы, в том числе вот это вот прорабатываем, и начинаем внедрять в свое оборудование эти возможности. В том числе, мы видим очень большой уклон направлений именно в инженерные, конструкционные материалы, которые если раньше могли например использоваться только индустриальными дорогими машинами, которые стоят там десятки миллионов рублей, да? То сейчас такие материалы, они начинают уходить уже в более бюджетные аппараты, да? Которые могут быть уже напольными, настольными, и позволяет использовать весь функционал 3D печати, в том числе композитные материалы. Ну, и мы в свою очередь, вот в ближайшем будущем будем плотно занимать как раз таки нишу именно, как композиты материалов, мы собственно уже её занимаем, у нас есть своя линейка материалов композитных и конструкционных. Плюс, мы, в ближайшее время, планируем много нововведений в оборудование, именно с точки зрения эксплуатации такой вот фабрики будущего.

 

И. Карпушкин ― А что это за дополнительные функции такие, можете как-то обозначить их?

А. Исупов ― Ну, если говорить в целом, то когда есть один 3D принтер, да? То его неудобно, то есть, его удобно использовать просто на своем рабочем столе. Когда у вас есть ферма, состоящая из 20, 30, 50 3D принтеров, вам очень сложно следить за каждым. Мы уже внедрили систему управления вот этой вот фермой, фабрикой. И имея там один большой например монитор, можно отслеживать как работает оборудование, сколько осталось времени каждому из принтеров печатать, какие задания есть. Распределять удобно задания между всей фермой, заниматься её эксплуатацией, обслуживанием, и так далее. Плюс, у нас есть много идей по облачной 3D печати, и в дальнейшем мы планируем добавлять некие возможности с точки зрения складского учета материалов, для того, чтобы человеку не нужно было думать, когда ему нужно дозаказать новые материалы, когда ему необходимо что-то купить, и где это купить. Ну, по сути, это как бы такой некий функционал для поддержания работы вот этой вот фермы, удобной работы.

И. Карпушкин ― Спасибо. Александр, сканирование, это оцифровка объектов реального мира, создающая основу для их цифровых двойников. Но сейчас, нас всё больше окружают уже изначально цифровые предметы. То есть, сначала моделируется цифровой двойник, а уже затем он печатается, создается его реальная копия. В этом случае, рынок 3D сканирования, насколько он вообще перспективен? Ведь можно проследить эти процессы на сканировании там документов, например, да? Раньше, чуть ли не в каждом доме, старались держать сканер, приобретали программы для распознавания текстов, чтобы текстом из книжки, или где-то напечатанный, чтобы его можно было перевести в электронный документ, и как-то с ним работать. Сейчас, насколько я вижу, сканеры вот такие для документов, они ушли в прошлое, и остались только в каких-то офисах, или там в библиотеках, в архивах. В каждом доме уже их не встретишь, да? Да и не в каждом офисе они уже есть. Люди преимущественно получают тексты сразу в сыром виде, и вот уместна ли такая аналогия в части 3D сканирования, и как на ваш взгляд будет развиваться вот эта отрасль?

А. Юхневич ― Ну, если брать отрасль 3D сканирования в целом, то в целом, наверное, да, параллель будет корректна, если рассматривать опять же оцифровку объектов. Наша же специализация, это именно 3D сканирование людей, где акцент идет на персонализацию, соответственно у вас не может быть повторяемых процессов. На основе того, что вы отсканировали Ивана, вы не можете представить в интернете Петю. И вот возвращаясь, допустим, на один вопрос назад Андрею, про фабрики будущего. Точно так же, как мы говорим про фабрики будущего для каких-то комплектующих в производстве, точно так же будут развиваться фабрики в индустрии моды, точно так же будет развиваться индивидуальный пошив, на основе вот таких вот локальных производств. Человек будет заходить, сканироваться, и под его скан, на основе его параметров, будут индивидуально изготавливаться вещи. По общей аналитике на рынке, например по последним исследованиям Markets and Markets на сегодня объем рынка 3D сканирования, это 2,9 миллиардов долларов, к 24-мугоду объем рынка должен составить 7,5 миллиардов. То есть, там рост, в среднем, получается более 20%.

 

И. Карпушкин ― Получается то, что нельзя сделать изначально в цифровом виде, там будут собственно применяться сканеры для того, чтоб соединить реальность, такое физическое пространство и цифровое.

А. Юхневич ― Да, да, да, абсолютно верно.

 

И. Карпушкин ― Спасибо. Артем, аддитивные технологии, технологические ячейки, сетевые заводы. Насколько это всё близкая перспектива? Ведь одно дело – единичные производства, которые решают узкоспециализированные задачи, а совсем другое, это реальная трансформация целых индустрий. И насколько реальны прогнозы, что аддитивные технологии полностью вытеснять массовое конвейерное производство?

А. Авдеев ― Да, спасибо за вопрос. Мы участвуем уже сейчас в этой трансформации отрасли. То есть, мы активно внедряем и технологии 3D, 5D печати в металлургии, в химическом производстве, в машиностроении. То есть, эти распределенные фабрики будущего, они уже создаются на базе тех предприятий, и, по сути, это укорачивание цепочек поставок, да? То есть, и коронавирус в данном случае так же выступил драйвером понимания того, что в настоящий момент фабрики должны быть распределенными. Что касается прогнозов по вытеснению массового производства, конвейерного производства. Я думаю, что это несколько такой утрированный момент. То есть, каждая технология, она находит определенную свою нишу, и массовое производство, это в настоящий момент не сильный конек аддитивных технологий, да? Это по-прежнему происходит достаточно медленно, этот процесс изготовления деталей. Поэтому я думаю, что это будет такая синергия, то есть массовое конвейерное производство никуда не денется, но аддитивные технологии существенно помогут повысить эффективности.

 

И. Карпушкин ― Андрей тоже упомянул, что вот именно в период коронавируса, в период ограничений 3D печать показала себя как некое решение, которое помогло кому-то остаться на плаву, да? Решить какие-то вопросы. Получается, что рынок 3D печати приобрел вот в эпоху коронавируса?

А. Авдеев ― Я думаю, да. То есть, все цифровые технологии, о которых мы сейчас говорим, они однозначно приобрели здесь больше, да? То есть, эпидемия такая стала драйвером ускорения.

 

И. Карпушкин ― Это «Культ столичности: новая промышленность». Программа, о развитии производственного комплекса и индустриальной трансформации Москвы. С вами технокультуролог Иван Карпушкин, сегодня мы говорим об аддитивных технологиях с московскими корнями. И мои сегодняшние собеседники Андрей Исупов, основатель и генеральный директор компании «Пикасо ЗD», Александр Юхневич, заместитель директора по развитию компании «Texel», и Артем Авдеев, генеральный директор компании ООО «Стереотек». Мы продолжаем. Андрей, мы уже как-то в нашей программе обсуждали аддитивные технологии, и один из спикеров заметил, что помимо собственно изменения производственного цикла, меняется и сам подход к проектированию изделий. ЗD печать позволяет создавать такие детали совершенно иными свойствами. Можно сразу печатать элементы и узлы, которые раньше нужно было собирать из десятков и сотен отдельных деталей, и это совершенно другая философия проектирования, другой инжениринг, совершенно другие инженерные мозги. Отсюда вопрос, проводите ли вы какое-то обучение ваших клиентов, тех, кто пользуется вашей продукцией. Может быть, реализуете какие-то просветительские программы среди студентов, и преподавателей инженерно-технических ВУЗов. Мне кажется, что без этого как-то сложно раздвинуть устойчивые шаблоны подходов к проектированию.

А. Исупов ― Это на самом деле очень хороший вопрос, потому что для любого бизнеса всегда вопрос кадров, это, наверное, самый такой, животрепещущий. И вот даже когда мы берем к себе ребят, мы часто берем ребят из универов, и есть уже универы, там посвященные, отдельное направление по аддитивке, что, кстати, очень приятно. Но, к сожалению, у тех ребят чувствуется сильная нехватка опыта с точки зрения практики. То есть, им дают теорию, но практики, они практически не прикасаются к оборудованию. Что, в принципе, наверное, было и всегда, но сейчас я на своем как бы опыте прочувствовал это сильнее всего. Действительно ЗD печать очень сильно меняет мышление, и я когда-то сам через это прошел, когда мы только-только начинали, да? Собрали свой первый с партнером ЗD принтер, и вот действительно вот это вот ощущение, когда ты можешь вырастить что-то рядом с собой, какую-то необходимую тебе, по твоему собственному желанию деталь, прям вот здесь и сейчас, это вот ну что-то невероятное. И тогда, это вот однозначно точно там поменяло мое мышление. И я понимаю, что это очень сильно ускоряет цикл разработки, очевидно, да, что мы в своих разработках постоянно используем ЗD принтеры. Вот, и вот это вот как раз та самая проблема, то что у детей мало практики, мы этот вопрос долго тоже изучали, пытались понять почему, и как известно, что многие школы, прямо вот последний наверное тренд последних нескольких лет, закупает оборудование к себе, именно ЗD принтеры. Там есть так же квадрокоптер, многое другое оборудование именно инновационное, но в том числе там есть ЗD принтеры. И эти ЗD принтеры ставят в школы, там, где-то. наверное, класса с 7 начинают проводить уже непосредственно обучение детей. То есть, у них есть специальные уроки технологии, уроки моделирования, и так далее.

 

И. Карпушкин ― Спасибо. Александр, а как называются специалисты, которые занимаются ЗD сканированием, и в каких ВУЗах их готовят. Насколько вообще это может быть востребованная профессия, и как вы оцениваете перспективы рынка труда, в этом направлении деятельности?

А. Юхневич ― На счет того, как называется, можно пофантазировать, например «сканеристы». Но в реальности, сам процесс сканирования, он максимально простой, от оператора требуется нажать две кнопки, дальше всё происходит автоматически. Человек вращается на платформе в течение 30 секунд, и дальше алгоритм сам восстанавливает вашу ЗD модель. Поэтому здесь всё просто, а вот на следующем этапе, наверное, уже работа с полученными аватарами, здесь зависит от индустрии. В игровых индустриях это будут ЗD дизайнеры, специалисты, по работе с ЗD графикой. А если мы говорим про индустрию моды, то это будут ЗD дизайнеры-технологи, которые разрабатывают какие-то индивидуальные вещи по этим ЗD аватарам.

 

И. Карпушкин ― Спасибо. Процитирую еще раз главу Департамента инвестиционной и промышленной политики Александра Прохорова: «Еще один способ поддержать компании, которые работают в этом сегменте — помочь им с поиском потенциальных заказчиков. Для этого, нами был создан специализированный ресурс «Банк технологий», где промышленные предприятия могут найти необходимое им высокотехнологичное производственное решение, или оборудование. Аддитивные технологии представлены здесь, например компания «Стереотек», чья технология 5Dtech применяется в автомобилестроении, например для печати запасных частей оборудования». Артем, это видимо про вас. Расскажите, пожалуйста, про свой опыт размещения в «Банке технологий», Агентства промышленного развития Москвы. Как вы туда попали, и как вы оцениваете перспективы этого сервиса?

А. Авдеев ― Я думаю, что благодаря специалистам Банка технологий, это в первую очередь, произошло то, что наша компания и наш продукт был включен в перечень, да, «Банк технологий». То есть, с нами связались специалисты, предложили такую платформу. После первой встречи мы проговорили все моменты, то есть, нам рассказал о том, как работает этот сервис. Ну, и собственно говоря, мы подали заявку, рассмотрение заняло там какие-то очень короткие сроки. То есть, буквально через 3 дня мы уже получили одобрение, наше решение было включено в Банк технологий. Я оцениваю перспективы сервиса как очень высокие, и положительно отношусь к таким рода вещам. В любом случае, все новые технологии, они требуют широкого освещения, и это дополнительная платформа, которая позволит промышленным предприятиям узнать о новых решениях, да? О тех решениях, которые сейчас находятся на самом деле, на авангарде и мировой практики, поскольку мы с уверенностью, и точно знаем, что технология 5Dtech в настоящий момент в мире уникальна. То есть, конкурентные решения не достигли таких показателей, я думаю, что сервис нам поможет, и поможет московским промышленным компаниям получить реальную выгоду от использования технологии 5Dtech.

 

И. Карпушкин ― Спасибо. Андрей, в 2019 году вы участвовали в выставке «China International Import Expo», на которой вами было подписано соглашение о намерениях поставить в Китай ЗD принтеры, что уже удивительно звучит. Что сподвигло вас на участие в этой выставке? Ведь это больше похоже на какой-то авантюризм, везти в Китай то, что все везут оттуда. Как продвигается ваша экспортная история, и помогают ли столичные власти с продвижением продукции за рубеж?

А. Исупов ― Ну, я скажу так, что в тот год в принципе было много различных у нас в компании бизнес-миссий, и не только в Китай. Но, в целом, было подписано большое количество различных договоров о намерениях. Именно в Китай не скажу, что это прямо совсем авантюризм, потому что там есть большое количество оборудования, которое зарубежное ввозится. И местные, скажем так, бизнесмены, с которыми мы общались, да? Они говорили, что они действительно заинтересованы в оборудовании со стороны, и вроде как немного относятся с недоверием к своему оборудованию. Мы начали готовиться, в принципе, к экспансии, мы подали патенты на Европу, на Америку, Индию и Китай. Некоторые мы уже получили, патенты подавали на прямо основное свое конкурентное решение, скажем так, некий способ печати. И в итоге мы остановились на том, что мы хотим идти именно, в основном, в первую очередь, в Европу. То есть, мы оценили рынки, оценили наши возможности, оценили наших потенциальных партнеров, и уже заранее, скажем так, найденных партнеров и поняли, что Европа для нас ближе всего, и, наверное, правильнее всего с точки зрения основного направления.

 

И. Карпушкин ― Да, и там еще важный аспект, конечно же, то, любой внешний рынок — это другая культура, это опыт, в том числе коммуникации, да? С другого типа людьми, в понимании других бизнес-моделей, и так далее. Это тоже важно для развития. Александр, ваше производство расположено в особой экономической зоне «Технополис Москва», и насколько я знаю, у вас тоже идут экспортные контракты. Ваши сканеры высоко ценятся на глобальном рынке, находятся на верхних позициях в глобальных специализированных рейтингах. Поделитесь, пожалуйста, опытом, насколько комфортно вести работу, в том числе экспортную, находясь в особой экономической зоне.

А. Юхневич ― Да, мы действительно находимся на территории ОЭЗ «Технополиса Москва». Это конгломерация высокотехнологичных предприятий, для которых создана единая бизнес-экосистема. Насколько мне известно, на сегодняшний день в Технополисе более 180 таких компаний, и конечно физическое расположение производства в концентрации такого количества аналогичных компаний, помогает упростить решение различных технологических задач. У нас, в частности, были кейсы совместных проектов с, например, соседями компании «Коптер», когда мы делали ЗD сканирование, на основе квадрокоптера. Коптер летал вокруг человека, создавалась его ЗD модель. И вот благодаря такому соседству, в рамках Технополиса, такие проекты возможны, и таких партнеров находить гораздо проще. Помимо этого, насколько я знаю, у Технополиса сейчас запускается программа по поддержке экспортеров. Они организовывают различные бизнес-миссии, помогают компаниям участвовать в зарубежных целевых выставках, и конечно для компании на начальных этапах, это отличная поддержка.

 

И. Карпушкин ― Спасибо. Артем, если немного расширить, развить вопрос экспорта. Насколько конкурентоспособными на сегодняшний и завтрашний день выглядят российские аддитивные технологические решения? Каковы наши перспективы, занять существенную долю этого растущего, можно сказать, зарождающегося пока, да, глобального рынка. Может быть, есть какие-то наиболее перспективные ниши, ведь этот рынок разнообразен, как и многие другие. От печати компонентов микросхемами человеческих органов, до строительства там многоэтажных домов, и космических кораблей. И какое место для своей компании вы видите в этом рыночном разнообразии?

А. Авдеев ― Мы оцениваем потенциал российских технологий как очень высокий. В данном случае можно говорить о том, что российские производители, российские вендеры и программного обеспечения, да, и мы являемся. Находится сейчас в конкурентной среде, и, в том числе, с мировыми производителями, и предлагают так же уникальные, хорошие решения. Мы на себе почувствовали уникальность, да? То есть, компания представляла решение на выставках, в том числе и «Formnext» в Германии, на выставке «Макс», где было много очень зарубежных компаний.

 

И. Карпушкин ― Андрей, Александр, Артем, я прощаюсь с вами, благодарю за прекрасную беседу, всего доброго. Напомню, сегодня с нами на связи были Андрей Исупов, основатель и генеральный директор компании «Пикасо ЗD», Александр Юхневич, заместитель директора по развитию компании «Texel», и Артем Авдеев, генеральный директор компании ООО «Стереотек». На сегодня всё, это был «Культ столичности: новая промышленность». Программа о развитии производственного комплекса и индустриальной трансформации Москвы, и я, её автор и ведущий, технокультуролог Иван Карпушкин. В этот раз мы говорили про новейшие аддитивные технологии, которые создаются в столице. Полную версию программы вы можете посмотреть на сайте «Эхо Москвы». Пожалуйста, носите маски, мойте руки, соблюдайте дистанцию и пользуйтесь антисептиком. Берегите себя, и до встречи на производственных площадках столицы, пока.

Источник

 

Теги: 

Промышленность в 3D: аддитивные технологии и объемное сканирование, 3D печать, компания «Пикасо 3D», Андрей Исупов, компания «Texel», Александр Юхневич, ООО «Стереотек», Артем Авдеев, «Эхо Москвы», 3D принтеры, 3D сканеры, 3D сканирование

 

Внимание!
Принимаем к размещению новости, статьи или пресс-релизы
со ссылками и изображениями. info@additiv-tech.ru