Заглянуть за горизонт



Поставщик оборудования, материалов и услуг ТПК «Фолипласт» на рынке не новичок. С 2006 года была отстроена устойчивая и, можно сказать, равновесная структура. Каждое направление занимает треть в обороте компании, и каждое направление имеет разветвленную внутреннюю структуру. Работа по аддитивным технологиям включает в себя быстрое прототипирование и 3D-печать, а также 3D-сканирование, что предполагает как услуги, так и поставки оборудования. Все заказы компания выполняет на таком же оборудовании, которое поставляет на рынок. Это сильное управленческое решение, которое говорит о качестве поставляемого оборудования больше, чем любые рекламные ухищрения, ведь компания поставляет оборудование, которому доверяет и собственную репутацию, и собственный кошелек. О прошлом, настоящем и будущем компании обозревателю журнала «Аддитивные технологии» рассказал Максим Сухарев, генеральный директор компании.

Максим Сухарев, генеральный директор компании ТПК «Фолипласт»

Как всё начиналось?
В 1998 году я начал работать в компании, которой, правда, сейчас уже не существует, но в которой было пионерское начало, я бы сказал, зорька всех российских аддитивных технологий. Так что аддитивное направление в «Фолипласте» возникло не с нуля. Шаг за шагом мы выстраивали свой бизнес, и сегодня для реального сектора экономики у нас, наверное, самые мощные возможности по аддитивному производству мелкосерийных пластмассовых изделий. Оборудование у нас самое разнообразное. Порядка 10 3D-принтеров, несколько установок вакуумного литья в силиконовые формы, в том числе автоматические, несколько 3D-сканеров для реверс-инжиниринга и контроля качества изготавливаемой продукции, установки литья полиуретана под низким и высоким давлением, станки с ЧПУ для фрезерования изготавливаемых прототипов. Сейчас у нас более полутора тысяч проектов каждый год, и 80% из них — это проекты по аддитивной тематике. Проекты разные — от нескольких тысяч рублей до десятков миллионов рублей.

Что представляет собой ваша продукция, выпускаемая по аддитивным технологиям, и кто ее потребители?
Детали самые разные, всё зависит от заказчика. 3D-принтер для того и создан, чтобы выполнять все пожелания заказчика. Основной наш заказчик приходит за мелкими сериями пластиковых изделий. Наш диапазон — от одного изделия до нескольких тысяч, но значительная часть заказов приходится на диапазон от 100 до 500 штук. Среди наших клиентов все
отечественные производители автомобилей, автобусов и дорожно-строительной техники, которые в первую очередь заказывают прототипы и малые партии пластиковых изделий по аддитивным технологиям, а также опытные образцы — пластиковые изделия для интерьеров и экстерьеров. Мы интересны медицинским предприятиям, а также примерно полусотне ведущих вузов начиная с МГУ.

С пластиками понятно, а с металлами вы работаете?
Мы специализируемся на пластиках, но совместно с Нижегородским государственным университетом имени Лобачевского работаем над темой металлической печати.

Сильные компании-поставщики однажды приходят к собственному производству оборудования. Вы такой вариант для себя рассматриваете?
Мы к этому уже пришли. Выпускаем установки по вакуумному литью в силиконовые формы под брендом «Фолипласт» и намерены развивать это направление дальше.

Чем занимается ваше инжиниринговое подразделение?
Наше инжиниринговое подразделение сосредоточило усилия на автоматизации производственных процессов. Не без гордости замечу, что именно у нас был установлен первый в стране фрезерный роботизированный комплекс для изготовления оснастки и обрезки пластмассовых изделий. До нас такого решения не было. То, что сейчас всё более и более актуально в мире, прочно приживается у нас. Сейчас на собственном производстве у нас работает три фрезерных робототехнических комплекса на базе роботов KUKA в различных исполнениях. Мы углубляемся в технологии автоматизации производственных процессов с роботами именно этой компании, которой мы благодарны за методическую помощь.

Где вы берете оборудование и пластики, а главное, как вы отбирали ваших поставщиков?
У нас две большие группы поставщиков оборудования. Это европейские компании, как правило, немецкие и польские. Другую часть оборудования, которое хорошо показывает себя в работе и которое смело можно представлять на российском рынке, мы берем в Китае. Материалов, которые нас интересуют, в Китае пока нет, здесь только европейские поставщики. А история выбора поставщиков долгая. Кажется, все пути прошли, в первую очередь европейские и китайские выставки по пластмассам, автоматизации, металлообработке. Объехали множество поставщиков, смотрели, сравнивали, выбирали. Более 50% нашего оборудования, а это около 30 единиц, работает на аддитивную тематику.

Как ваши потребители структурируются по отраслям, по географии?
География у нас без преувеличения — вся Россия! В отраслевой структуре значительные доли занимают автопром, военно-медицинское приборостроение, сельскохозяйственная и дорожно-строительная техника.

Как вы оцениваете российский рынок аддитивных технологий и каково ваше конкурентное преимущество на этом рынке?
Рынок стремительно растет. С тем, что было лет десять назад, просто и сравнивать нельзя, небо и земля. Тем не менее и на быстрорастущем рынке мы сегодня крупнейшее частное сервис-бюро России в области мелкосерийного производства деталей из пластмассы, и это наше реальное конкурентное преимущество. В заслугу себе определенно можем поставить понимание нужд клиента и, я бы сказал, адекватную реакцию на эти нужды. Есть немало компаний, которые много чего заявляют, но за словами не следуют дела. Для нас такое отношение к клиенту невозможно в принципе. Вот почему клиенты приходят к нам снова, вот почему они рекомендуют нас своим коллегам и партнерам.

В каких отраслях вы видите наиболее заметный рост спроса?
Наибольший рост спроса наблюдается в оборонно-промышленном комплексе. Собственно, ОПК можно назвать драйвером роста спроса. На выставках «Технологии безопасности» и «Армия» почти половина участников — наши клиенты.

Вы оцениваете рынок как быстрорастущий. А развитие вашей компании совпадает с динамикой развития рынка?
Я бы сказал, что зачастую опережает рост отечественного рынка, потому что мы знаем направление его развития. Мы отслеживаем все мировые тенденции, посещаем все выставки, знаем все новинки. В одном только Китае я был 18 раз, а количество посещений Европы я даже не смогу сосчитать. Мы по всему миру ищем не только какие-то импульсы к совершенствованию производства, но и идеи подсматриваем.

Какие идеи вас сейчас занимают?
Выставка Formnext, ориентированная в первую очередь на работу с металлами, дала нам информацию для обдумывания нашего будущего, а то, что было связано с пластиками, всё больше и больше обращает нас к теме автоматизации. Уже сегодня нам видится что-то вроде умной фабрики, исключающей человеческий фактор: на входе математическая модель, на выходе готовая деталь.

Какой у вас горизонт планирования? Вы знаете, что будет с вашим предприятием через год, пять, десять лет?
Сейчас работаем над тем, чтобы отодвинуть горизонт планирования с трех лет до пяти. Сейчас нам понятно, что будет через год, через три, а вот через пять — пока еще нет. В условиях взрывного характера развития рынка трудно видеть далекую перспективу, это хорошо на устоявшихся рынках. Не успели адаптироваться к приходу новых технологий, а уже цифровизация на пятки наступает.

А чего вы в принципе хотели бы для своего предприятия?
Я бы хотел видеть «Фолипласт» предприятием, в котором доля инжиниринга больше, чем сейчас. Хотел бы, чтобы наше предприятие имело абсолютно европейский вид, вышло на международный фондовый рынок. Заглянуть в будущее действительно трудно, но одно могу сказать определенно. Мы не будем стоять на месте, нас ждет динамичное развитие. ■

Зинаида Сацкая

 

Внимание!
Принимаем к размещению новости, статьи или пресс-релизы
со ссылками и изображениями. info@additiv-tech.ru