Когда мы говорим о технологии производства кроссовок, мы обычно имеем в виду технологию производства подошв. Ведущие бренды разрабатывают и активно рекламируют новые материалы, обеспечивающие комфорт ногам во время бега. Теперь они взяли на вооружение и технологию 3d печати. К примеру, именно так изготавливается подошва модели Adidas FutureCraft, а мидсоль кроссовок Under Armour Futurist выполнена виде плетения, которое «печатает» 3d принтер. Тем не менее, в новых Flyprint от Nike акцент смещен на верхнюю часть обуви – ее инновационный сетчатый материал, заменяющий обычный текстиль, изготовлен при помощи трехмерной печати.
Nike впервые продемонстрировали модель Zoom Vaporfly Elite Flyprint на ногах марафонца-рекордсмена Элиуда Кипхоге (Eliud Kipchoge) – он был одним из участников прошлогоднего забега, в ходе которого группа спортсменов пыталась впервые преодолеть марафон менее чем за два часа. Кипхоге пробежал дистанцию за 2:00:25, в то время как предыдущий рекорд равнялся 2:03:05.
Во время того забега на ногах Кипхоге были надеты Zoom Vaporfly Elite 4% с инновационной облегченной подошвой и пластиной из углеродного волокна в мидсоле, которая увеличивает амортизацию при беге. Сегодня даже мелкие детали могут повлиять на результат бегуна, а если таких факторов несколько, то это может иметь самый серьезный эффект. Уменьшение веса обуви – это важная деталь в совершенствовании спортивной обуви, но она не единственная.
В Nike говорят, что идея Flyprint родилась после проведения пасмурного берлинского марафона. «Лил дождь, и влажность была 100-процентная», – говорит Роджер Чен (Roger Chen), директор Nike по инновационным разработкам. «Обувь поглощала всю воду». Мокрая обувь становится тяжелой и неудобной. Решение Nike состояло в том, чтобы использовать новый материал, который бы не поглощал влагу, при этом вода могла бы спокойно уходить из кроссовок.
В процессе производства Flyprint используется композитный материал из термопластичного полиуретана (TPU). Nike не раскрывают точный состав композита, но получившаяся ткань обладает чрезвычайной гибкостью, что выгодно отличает ее от некоторых более сложных версий TPU, которые иногда встречаются в аутсолях кроссовок. Верх Flyprint на 11 грамм легче оригинальной Zoom Vaporfly Elite (это почти 6%), у которой верхняя часть также была выполнена из Flyknit. Может показаться, что это немного, но умножьте эти лишние граммы на все 42 километра марафона.
В Nike поясняют, что Flyprint избавляется от влаги двумя способами. Во-первых, TPU не поглощает воду, поскольку это пластик. «Если ваша обувь намокнет – она станет тяжелее», – поясняет Бретт Холтс (Brett Holts), вице-президент Nike. «Вы могли бы надеть нашу обувь на ту же самую [берлинскую] гонку в тех же условиях, и она бы весила в конце столько же, сколько и в начале».
В то же время структура верхней части кроссовка позволяет воде легко уходить наружу. В верхней части Flyprint можно увидеть огромное множество мелких отверстий, которые обеспечивают отвод влаги. Таким образом, материал кроссовок обеспечивает хорошую пропускную способность. «Во время марафона бегуны все еще надевают носки», – объясняет Чен. «На самом деле, вода может попасть внутрь ботинка откуда угодно, но важно, чтобы при беге вы смогли от нее избавиться».
Присмотритесь внимательнее к структуре материала, и вы заметите определенный узор. Передняя часть обуви выполнена из решетчатого материала, а боковины имеют волнообразную структуру. По словам Чена, это добавляет кроссовку жесткости, но, что более важно, это также способствует лучшей вентиляции.
«У нас каждая деталь под контролем», – поясняет Чэн. «Если кто-то скажет: «Эй, у меня тут палец болтается», то я просто внесу пару корректировок, не меняя общий концепт». Кроссовки существуют в виде цифровых моделей, и каждую нить сетки можно менять в зависимости от пожеланий дизайнера. Они могут добавлять различные типы материалы в разные места, и машинные алгоритмы будут сообщать им, как это скажется на эффективности обуви. Затем получившуюся модель предстоит надеть реальному бегуну.
В то же время структура верхней части кроссовка позволяет воде легко уходить наружу. В верхней части Flyprint можно увидеть огромное множество мелких отверстий, которые обеспечивают отвод влаги. Таким образом, материал кроссовок обеспечивает хорошую пропускную способность. «Во время марафона бегуны все еще надевают носки», – объясняет Чен. «На самом деле, вода может попасть внутрь ботинка откуда угодно, но важно, чтобы при беге вы смогли от нее избавиться».
Присмотритесь внимательнее к структуре материала, и вы заметите определенный узор. Передняя часть обуви выполнена из решетчатого материала, а боковины имеют волнообразную структуру. По словам Чена, это добавляет кроссовку жесткости, но, что более важно, это также способствует лучшей вентиляции.
«У нас каждая деталь под контролем», – поясняет Чэн. «Если кто-то скажет: «Эй, у меня тут палец болтается», то я просто внесу пару корректировок, не меняя общий концепт». Кроссовки существуют в виде цифровых моделей, и каждую нить сетки можно менять в зависимости от пожеланий дизайнера. Они могут добавлять различные типы материалы в разные места, и машинные алгоритмы будут сообщать им, как это скажется на эффективности обуви. Затем получившуюся модель предстоит надеть реальному бегуну.