Дом для инноваций



региональная инновационная площадка «Трансфер инноваций»

Умная площадка поможет популяризации и тиражированию проектов

Церемония открытия региональной инновационной площадки «Трансфер инноваций» прошла в минувшую пятницу, 25 декабря, в Самаре.

Из-за пандемии официальное открытие прошло в онлайн-формате. В нём принял участие заместитель генерального директора – главный инженер ОАО «РЖД» Сергей Кобзев. Старт работе инновационной площадки дали начальник Куйбышевской дороги Вячеслав Дмитриев и министр экономического развития и инвестиций Самарской области Дмитрий Богданов, нажавшие виртуальную кнопку запуска на интерактивном экране.
 

В начале славных дел
 

Впервые задача по формированию специальной площадки для поиска и продвижения инновационной деятельности была озвучена два года назад во время встречи в Самаре инженерного блока дороги и представителей Центра инновационного развития ОАО «РЖД» с компаниями-разработчиками.

Спустя год, с 1 июня 2019 года, на дороге начал работать отдел инновационного развития, а затем в рамках проводимой Центром инновационного развития ОАО «РЖД» работы по созданию сети региональных площадок на Куйбышевской был сформирован «Трансфер инноваций», который на сегодняшний день привлёк более 640 предложений из внешней инновационной среды.

По словам заместителя генерального директора Сергея Кобзева, достижения, подкреплённые тесным сотрудничеством с инновационной средой субъектов РФ и особенно Самарской области, с её сильными центрами компетенций в области космических технологий, авиа- и автомобилестроения, дадут ещё более мощный синергетический эффект.

Как рассказал главный инженер Куйбышевской дороги Денис Аграфенин, в текущем году на инфраструктуре дороги прошли испытания более 16 новых проектов. Два из них уже отобраны и рекомендованы для тиражирования на сети: это проект по использованию антиобледенительных систем и покрытий, а также проект двухрежимных регулируемых светодиодных светильников со встроенными датчиками движения.

 

Даже стены вдохновляют
 

Разработчики и стартап-команды уже освоились в комфортном пространстве трёхэтажного здания (с учётом цокольного этажа) с коворкингом и центром прототипирования, где при помощи 3D-моделирования воспроизводят редкие для закупки детали и комплектующие. Это удобно для быстрой проверки гипотез или изготовления прототипов.

Как рассказала начальник отдела инновационного развития Куйбышевской железной дороги Светлана Кишкина, первая апробация технологии 3D-печати проведена в апреле текущего года, когда совместно со службой автоматики и телемеханики были воспроизведены заглушка релейной платы, изоляционная втулка и щуп для проверки зазора контактной группы. На сегодняшний день распечатано уже более двух десятков прототипов деталей и получены заявки на печать ещё более 10 тыс. элементов. Изготовление и тиражирование такого количества деталей планируется за счёт освоения и внедрения новой технологии – двухкомпонентного литья пластика.

Презентации и защита проектов, онлайн-консультации и марафоны для стартаперов – только малая часть насыщенной ежедневной жизни площадки. План и результаты работы можно увидеть в прямом смысле на стенах, которые смелой рукой сотрудников отдела инновационного развития превратились в настоящую летопись «Трансфера инноваций».

В середине декабря на площадке при поддержке Центра инновационного развития ОАО «РЖД» прошёл первый на сети хакатон – мозговой штурм для более чем 400 разработчиков в ИТ-сфере. Всего за три дня они погрузились в железнодорожную специфику и нашли оригинальные решения для экономии топливно-энергетических ресурсов, повышения функциональности мультимедийного портала «Попутчик», а также разработали программный продукт комплексного подхода к решению задачи назначения локомотивных бригад на грузовые поезда.
 

Проекты получили прописку
 

Торжественное открытие региональной инновационной площадки сопровождалось работой виртуальной выставки, где состоялась презентация проектов, уже прошедших пробные испытания на железнодорожной инфраструктуре. Так, потенциал системы аналитики и дислокации работников, так называемого «Цифрового сигналиста» от ООО «Инфосигнал», продемонстрировали во время прямого включения с перегона Самара – Безымянка. В районе платформы Речная всё как в реальных условиях – по одному пути проходят грузовые составы, а в полосе отвода соседнего пути выставлены специальные модули, контролирующие нахождение работников. Пока система ориентирована на двухпутные участки, но уже к апрелю следующего года разработчики адаптируют её для многопутных участков.

На выставке была представлена и совместная разработка СамГТУ и ООО «Экран» (Жуковский) – многофункциональный надводно-подводный робот, предназначенный для диагностики состояния опор железнодорожных мостов и мониторинга рельефа дна. Минувшим летом робот-субмарина проходил тестовые гидроакустические испытания по поиску дефектов подводной части опор железнодорожного моста через реку Сок. Как рассказала специалист по подводным роботам СамГТУ, разрабатывающая узлы управления для этой подлодки, Екатерина Пантелей, в следующем году аппарат будет апробирован на крупном инфраструктурном объекте – в районе Александровского моста через Волгу.

На церемонии открытия региональной инновационной площадки были подписаны два соглашения о сотрудничестве в области инновационного развития – между Куйбышевской магистралью и Поволжским банком ПАО «Сбербанк», а также между дорогой и АО «НИИАС».

По примеру сотрудничества с Самарской областью по софинансированию востребованных инновационных проектов (в 2020 году из регионального бюджета девять проектов получили на реализацию гранты в размере 13,3 млн руб., а также 3,2 млн руб. от Куйбышевской дороги) планируется развивать сотрудничество с другими субъектами РФ. Вчера, 28 декабря, подписано соглашение о сотрудничестве с Республикой Мордовия. В перспективе аналогичное соглашение планируется подписать с Республикой Татарстан.

Стоит отметить, что идеи по развитию площадки, казавшиеся на начальном этапе амбициозными и невыполнимыми (коворкинг, центр прототипирования, проведение конкурса по софинансированию проектов и пр.), нашли поддержку в Центре инновационного развития. И именно эта поддержка позволила воплотиться всем идеям в жизнь!

В настоящее время Куйбышевская дорога работает над концепцией формирования инновационной экосистемы с компетенциями венчурного фонда, а также над возможностью приобретения стартап-компаний и финансирования разработок, что позволит в разы увеличить скорость внедрения инноваций, а также создать новую продуктовую линейку компании.

 

Автор: Александр Алексеев

 

Источник

 

 

 

Внимание!
Принимаем к размещению новости, статьи или пресс-релизы
со ссылками и изображениями. info@additiv-tech.ru

 

rss