Слабое место современных электромоторов — охлаждение. Ученые из Фраунгоферского института химической технологии придумали, как изменить нагревающуюся медную обмотку, чтобы мотор стал легче.
В механическую энергию преобразуется около 90% электрической, современные электромоторы все равно теряют оставшиеся 10% в виде тепла, которое расходует медная обмотка статора. Чтобы охладить мотор, тепло обычно проводят через металлический кожух во внешний рукав с холодной водой, пишет Engineer.
Однако, поскольку пластик не проводит тепло так же хорошо, как металл, подобную конструкцию невозможно выполнить из полимерных материалов. А это сделало бы электромоторы намного легче. Или — гораздо мощнее при том же весе.
- Немецкие инженеры решили эту задачу, заменив проволоку круглого сечения, которую используют для обмотки, плоской прямоугольной. Ее можно намотать более плотно.
Более компактная обмотка освободила место для охлаждающего канала — и для новых материалов в его составе. Роберт Мэртенс, один из исследователей, так объясняет смысл инновации: «В нашем двигателе тепло, накопленное в обмотке, должно пройти через полимер всего лишь небольшое расстояние длиной менее миллиметра. И мы можем использовать полимерные материалы, так как выводим тепло совсем рядом с тем местом, где оно образуется».
Но это лишь одно из преимуществ компактной системы охлаждения. Поскольку нагревается гораздо меньший объем материала, мотор обладает меньшей тепловой инерцией, то есть будет меньше перегреваться.
- Он становится легче, а мощность на единицу массы составляет приблизительно 5 кВт на килограмм. У современных моторов этот показатель на уровне 1,5 кВт/кг.
Концепт внедорожника с жидкостными моторами представили в конце прошлого года в компании Ferox. Они встроены прямо в колеса и подключены к основному двигателю, который в перспективе будет электрическим.