Корпорация «Иркут», входящая в состав государственной корпорации «Ростех», сегодня провела испытательный полет опытного образца среднемагистрального авиалайнера МС-21-310 с двигателями ПД-14 — первыми отечественными реактивными силовыми установками с компонентами, напечатанными на 3D-принтере.
Как сообщает пресс-служба Ростеха, самолет пилотировал экипаж в составе летчиков-испытателей Василия Севастьянова, Андрея Воропаева и инженера-испытателя Александра Соловьева. Полетное задание предусматривало проверку режимов работы силовой установки, устойчивости и управляемости самолета, функционирования бортовых систем. Продолжительность полета составила 1 час 25 минут.
Этот полет стал первым с использованием турбовентиляторных двигателей ПД-14 — первых российских авиационных реактивных силовых установок постсоветской разработки. В конструкции этих двигателей впервые в практике отечественной авиационной промышленности используются детали, изготовленные с помощью аддитивных технологий — завихрители фронтовых устройств камер сгорания, напечатанные методом селективного лазерного наплавления металлопорошковых композиций (SLM) специалистами Всероссийского научно-исследовательского института авиационных материалов (ВИАМ) с использованием материалов собственной разработки. В июле этого года Ростех сообщил о намерении наладить серийное аддитивное производство завихрителей на собственных мощностях.
Двигатель ПД-14 получил сертификат типа в конце 2018 года. В случае с MC-21 эта силовая установка должна стать отечественной альтернативой американским двигателям производства Pratt & Whitney, а заодно рассматривается в качестве основы для более мощной модификации ПД-18Р — перспективной силовой установки для пассажирских лайнеров Ту-214 и Ил-96-300, а также грузовых самолетов Ил-96-400T. В дальнейшем на базе ПД-14 планируется создать целое семейство авиационных двигателей нового поколения, вплоть до двигателя сверхбольшой тяги ПД-35.
«Благодаря совместным работам ВИАМ с предприятиями АО «ОДК» создан мощный научно-технический задел, позволяющий применительно к двигателю большой тяги ПД-35, вертолетному двигателю ВК-650В, перспективному вертолетному двигателю говорить о масштабном внедрении аддитивных технологий при производстве деталей камеры сгорания, турбин низкого и высокого давления, сопловых и направляющих аппаратов», — прокомментировал генеральный директор ФГУП «ВИАМ», академик РАН Евгений Каблов.