Ученые ВНИИНМ им. А.А. Бочвара (входит в Топливную компанию Росатома «ТВЭЛ») успешно завершили разработку конструкции и технологии изготовления сверхпроводящего ниобий-титанового провода в рамках международного научного проекта по созданию магнита-детектора в Институте ядерной физики им. Г.И. Будкера Сибирского отделения Российской академии наук. Детектор предназначен для проведения экспериментов по сжатию барионной материи (СВМ - Сompressed Baryonic Matter) на ускорительном комплексе Европейского центра ионных и антипротонных исследований (FAIR, Германия).
Для реализации концепции магнита-детектора CBM специалистами ВНИИНМ было предложена оригинальная конструкция ниобий-титанового проводника, уникальность которого заключается в изготовлении провода в монолитном исполнении. По сравнению со способом «провод в шине», обычно используемого при изготовлении проводов такого класса с применением операции пайки, альтернативное решение позволяет изготавливать ниобий-титановые проводники большого поперечного сечения c более высоким значением критического тока. Токонесущая способность разработанного ВНИИНМ провода составляет более 2270 ампер, это существенно превышает критический ток стренда, изготовленного по методу «провод в шине», который используется в Компактном Мюонном Соленоиде (СМS) Большого Адронного Коллайдера.
Новая разработка применима к промышленному оборудованию для выпуска серийной продукции на Чепецком механическом заводе в Глазове (АО ЧМЗ; входит в Топливную компанию Росатома «ТВЭЛ»).
«В ходе исследований было подтверждено, что провода для CBM с длиной единичного куска более 5 км, изготовленные на ЧМЗ в монолитном исполнении без операции пайки, по своим конструкционным и физическим параметрам полностью соответствуют всем заданным требованиям. Кроме того, можно уверенно утверждать, что наша технология не имеет аналогов в мире», – подчеркнул один из разработчиков технологии, начальник лаборатории технологии ниобий-титановых сверхпроводников и тугоплавких материалов ВНИИНМ Юрий Карасёв.