Американская компания Boom Technology, занимающаяся разработкой нового сверхзвукового авиалайнера Overture, объявила официальную дату выкатки малоразмерного демонстратора XB-1. В постройке летного прототипа обширно используются термостойкие углеволоконные композиты и технологии 3D-печати.
Колорадский стартап Boom Technology основан в 2014 году и ставит целью возвращение на рынок сверхзвуковых авиалайнеров, канувших в небытие со списанием Конкордов в 2003 году. Главная задача — постройка коммерческого лайнера Overture (на иллюстрации выше), но для начала предприятию предстоит доказать работоспособность концепции на примере уменьшенного прототипа XB-1. Обе машины должны летать c крейсерской скоростью порядка 2,2 Маха, но демонстратор будет принимать на борт лишь экипаж из двух человек, тогда как полноценная версия рассчитана на 50-60 пассажиров.
Проблему с плохим обзором вперед, обусловленным аэродинамической компоновкой планера, инженеры решили современным способом: вместо опускающегося на взлете и посадке носа, как на Конкордах и Ту-144, здесь будет использоваться видеосистема с камерами в носовой части и на носовой стойке шасси, выводящими изображение на приборную панель.
Ахиллесовой пятой проекта могут стать силовые установки. Летный демонстратор будет использовать двигатели General Electric J85, используемые в основном на военных учебно-тренировочных самолетах, однако полноценному лайнеру потребуются куда более мощные бесфорсажные турбовентиляторные двигатели средней двухконтурности.
Имеющиеся варианты предназначены для военной авиации и не обладают необходимой топливной экономичностью, а разработка двигателя с нуля представляется слишком дорогой задачей. Компания рассматривает возможность модификации двигателей 50-60-х годов прошлого века, например Pratt & Whitney JT8D или General Electric J79, чье использование в гражданской авиации в свое время практически сошло на нет из-за высокой шумности и низкой экономичности в пользу турбовентиляторных двигателей высокой двухконтурности.
Пока же компании предстоит до конца разобраться с постройкой и летными испытаниями демонстратора, находящегося на этапе сборки. Boom Technology применяет технологии 3D-печати в быстром прототипировании и производстве сборочной оснастки. Например, практически все отверстия для крепления титановых панелей обшивки на иллюстрации выше просверлены по 3D-печатным шаблонам.
Компания использует аддитивные системы производства компании Stratasys, в основном F370 и Fortus 450mc. В прошлом году Boom Technology обзавелась FDM 3D-принтером Stratasys F900 AICS (Aircraft Interiors Certification Solution) — специализированным вариантом для аэрокосмической отрасли, работающим с полиэфиримидами, в том числе негорючим, тугоплавким Ultem 9085, а также композиционными филаментами из акрилонитрилбутадиенстирола и поликарбоната, чистыми и угленаполненными полиамидами, полифенилсульфоном и другими материалами.
Выкатка первого летного образца намечена на 7 октября текущего года. Дополнительная информация о проекте доступна на официальном сайте компании Boom Technology.