Аддитивное мышление, ракеты и цветы для Марса: как в Казани на «Спутнике знаний» выращивали инженеров нового поколения



Автор: Дмитрий Иванов 

Центр высоких технологий «АЛГА»

 

В День космонавтики в Казани прошёл первый семейный фестиваль «Спутник знаний», который собрал около 7,5 тысяч участников. Организованный «Домом занимательной науки и техники» при поддержке Министерства цифрового развития Татарстана, фестиваль стал не просто праздником для всей семьи, но и настоящей лабораторией будущего. В центре внимания — космонавтика и развитие у детей аддитивного мышления — ключевого навыка инженеров XXI века.

 

 

Символично, что фестиваль прошёл в новом IT-парке, названном в честь Башира Рамеева — инженера, стоявшего у истоков советской вычислительной техники. Именно его разработки ЭВМ «Стрела» легли в основу систем управления, использовавшихся при полёте Юрия Гагарина.

На восемь часов второй этаж современного IT-парка превратился в галактику открытий: запуски ракет, мастер-классы, научные шоу, лекции и даже настоящая экипировка космонавтов.

Герой России, космонавт Андрей Борисенко поприветствовал участников фестиваля и посоветовал всем, кто мечтает о звёздах, не забывать о математике и естественных науках.

«Спутник знаний» стал ареной для будущих инженеров и конструкторов. На одной из самых популярных площадок дети (и не только!) запустили почти тысячу пневматических ракет — моделей легендарной Р-1. 

Их создавали прямо на месте — своими руками. 

 

 

 

Особое внимание и детей, и взрослых привлекали настоящая космическая экипировка, пища космонавтов и перчатка скафандра космонавта Александра Мисуркина, которую он использовал в полете на Международную космическую станцию, из музея памяти Виктора Суворова — инструктора Центра подготовки космонавтов, который подготовил 43 космических экипажа.

О создании первого настоящего спутника из Татарстана «КАИ-1», который успешно был выведен на космическую орбиту, рассказал его главный конструктор Шамиль Валиуллин, который начинал с создания аналогов спутников CanSat («Спутник в консервной банке»), которые делают старшеклассники. При создании прототипа конструкции своего первого спутника Шамиль активно использовал детали, напечатанные на FDM-принтере.

 

 

Особое внимание детей и взрослых привлекал стенд с работающим 3D-принтером и выездной выставкой «Удивительный мир 3D-печати», на котором демонстрировались образцы изделий, напечатанных из разных материалов, включая титан, алюминий, сталь и различные виды пластиков.  Многие посетители фестиваля впервые в жизни увидели, как работает настоящий 3D-принтер, как «из ничего» рождается настоящая инженерная деталь, слой за слоем, как будто выращенная — отсюда и название подхода: аддитивный (от лат. addere — добавлять), подержали в руках изделия, которые используются при производстве космической техники, например, детали антенных устройств спутника «Марафон», кронштейны и силовые элементы конструкции космической техники. 

 

 

Научные лекции сопровождались зрелищными опытами и живыми историями. Ученые из КАИ и КФУ рассказывали об астрономии, радиоэлектронике, истории космонавтики и новых технологиях.

Особое, трепетное участие вызвало написание настоящих писем космонавтам. Их передадут на орбиту — на борт МКС, где сейчас работает наш земляк из Бугульмы, Герой России, космонавт Сергей Рыжиков, который улетел на космическую вахту 8 апреля этого года. Дети рисовали ракеты и звёзды, писали пожелания удачи и свои мечты о полётах. 

Фантазия не заканчивалась на ракетах. Юные «марсиане» сажали овёс, пшеницу и подсолнухи в гидрогель, имитируя выращивание растений в условиях других планет. Детали для этого мастер-класса были изготовлены с использованием напечатанных и вырезанных лазером компонентов. Каждый участник забрал своё растение домой, чтобы через пару недель увидеть: росток взошёл. Пусть пока на Земле, но с намёком на будущее.

 

 

 

Следует отметить, что аддитивные технологии были интересны не только детям, но и многим взрослым, они работают на современных промышленных предприятиях и уже задумались о том, как и какие технологии можно внедрить в производство для решения конкретных технических задач.

Фестиваль показал, что интерес к технике начинается с простого: запуска ракеты, сборки модели, прикосновения к настоящей детали спутника. И это уже не просто увлечение — это формирование будущих специалистов, способных решать сложные задачи в промышленности, энергетике, здравоохранении и, конечно, в космосе.

 

 

«Я уверен, что в этом зале есть люди, которые станут космонавтами, будут изобретать новые космические аппараты или, став медиками и биологами, научатся лечить болезни в невесомости, выращивать там еду и растения», — говорили на открытии фестиваля. И это звучало не как красивая фраза, а как план: показать детям путь к инженерии через интерес, действие и творчество.

Фестиваль «Спутник знаний» стал отличной иллюстрацией того, как наука может быть живой, наглядной и по-настоящему увлекательной. А главное — как через знакомство с передовыми технологиями можно вовремя зажечь в ребёнке желание не просто наблюдать, а создавать. 

 

Источник журнал "Аддитивные технологии" № 2-2025

 

Теги: 

Центр высоких технологий «АЛГА», первый семейный фестиваль «Спутник знаний», КАИ и КФУ, 3D-принтер, выставка «Удивительный мир 3D-печати», журнал "Аддитивные технологии" № 2-2025

 

Внимание!
Принимаем к размещению новости, статьи или пресс-релизы
со ссылками и изображениями. info@additiv-tech.ru