Нишевое будущее аддитивных технологий



Переход к онлайн-активности во многих сферах бизнеса стал фактом. Значительная часть промышленных выставок, где поставщик и потребитель встречаются лицом к лицу, перенесена на следующий год, и выставочные компании делают акцент на деловую программу в форме вебинаров и конференций. Естественным образом наше внимание привлекло название вебинара выставки «Росмолд» (организатор — компания «Мессе Франкфурт Рус») «Аддитивные технологии в машиностроении» и в частности выступление Виктора Орлова, генерального директора ЦНИИТМАШ.

 

Виктор Орлов, генеральный директор ЦНИИТМАШ.

Виктора Орлова, генерального директора ЦНИИТМАШ. Фото http://cniitmash.ru

 

 

 

В 2016 году институтом как производителем нестандартного оборудования совместно с корпорацией «Росатом» был создан российский 3D-принтер для печати металлом. А что дальше? Слово Виктору Орлову:

 

— За работоспособность любой конструкции всегда отвечают два человека. Это главный технолог, в роли которого в данном случае выступает ЦНИИТМАШ, и генеральный конструктор по направлению. И наши 90 лет в роли генерального технолога должны быть переформатированы и использованы для того, чтобы создать систему сертификации, систему обеспечения безопасности применения изделий, которые сделаны по аддитивным технологиям. Потому что если мы с вами говорим, например, про биплан, то там речь идет о безопасности одного человека. Если аддитивные технологии приходят в гидроэлектростанцию, то речь идет о каком-нибудь небольшом поселке. А если мы применим изделие, сделанное по аддитивным технологиям, в атомной станции, то цена вопроса возрастает до как минимум нескольких миллионов людей. И роль ЦНИИТМАШ сегодня двухкомпонентна. Первое — развитие (вместе с интегратором в части проектирования) нового, абсолютно конкурентоспособного программирования и качественного оборудования, удобного в использовании и с нормальным сервисом. А второе — это создание инфраструктуры, обеспечивающей безопасную эксплуатацию изделий, которые изготовлены аддитивными технологиями. Как каждое правило дорожного движения написано кровью, точно так же и каждое правило в системе сертификации в каждой отрасли — а машиностроение охватывает практически всё — написаны чьей-то жизнью и 

кровью.

 

Аддитивные технологии будут во всех отраслях. В машиностроении аддитивные технологии займут свою нишу, встроятся в существующие технологические цепочки и займут свою часть рынка. Сегодня я не готов сказать, будет это 5 или 10 процентов. Жизнь покажет. Когда будет создана своя собственная система сертификации, а она в каждой стране своя, когда будет создана некая линейка оборудования, которая будет отвечать потребностям самых разных производств, эти 5—10% будут в каждой отрасли, в том числе в машиностроении. Это будет четкий нишевый продукт. Примерно как нанотехнологии.

Сегодня российское машиностроение и «Росатом» уже технологически и научно готовы к переходу на третью стадию использования АТ, то есть к их коммерческому использованию.

 

Я категорически против высказанного тезиса, что, мол, уже есть проверенные и безопасные технологии и не стоит торопиться с аддитивными технологиями. Такое утверждение весьма спорно, потому что если мы осознанно выбираем корректную нишу для применения продукта, то почему нет? А сомнения — вещь понятная и не новая. Сначала железо научились катать. И всех это устраивало. Потом научились железо закаливать и отпускать. Но сначала тоже боялись. Начиная с середины 80-х годов, когда мы делаем металлический прокат, закаливание и самоотпуск происходят прямо в процессе прокатки, хотя первые десять лет все говорили, что так делать нельзя. Так и металлические изделия, полученные аддитивными методами, можно спокойно применять в тех областях, где а) они нужны, б) коммерчески эффективны, в) создана нормальная программа испытаний.

 

Если свойства подтверждены, то ни у кого сомнений не будет, что это можно применять. Не надо забывать, что аддитивные технологии — это не только 3D-принтеры. Сделав за 3D-принтере деталь, мы можем ее в газостатике под высоким давлением уплотнить, скомпенсировать микродефекты, нанодефекты, которые возникают при селективном лазерном плавлении. То есть аддитивные технологии — это целый спектр техпроцессов, материалов, последующих воздействий и так далее.

Для аддитивных технологий нужны свои методики, методы и подтверждение качества их работы. 

 

 

Вместо заключения

 

Надо отдать должное организаторам, это уже далеко не первый вебинар от выставки «Росмолд». И предшествующие так же были нам — и не только нам! — интересны и полезны. О некоторых из них вы сможете прочитать в августовском выпуске журнала «РИТМ машиностроения». ■

 

 

Автор Зинаида Сацкая

 

Источник журнал "Аддитивные технологии" № 3-2020

 

 

Теги: 

вебинар «Аддитивные технологии в машиностроении», выставка «Росмолд», Виктор Орлов, ЦНИИТМАШ, российский 3D-принтер для печати металлом, «Росатом», аддитивные технологии, журнал "Аддитивные технологии" № 3-2020

 

Внимание!
Принимаем к размещению новости, статьи или пресс-релизы
со ссылками и изображениями. info@additiv-tech.ru