Успеть за наукой
Стандартизация стала важной частью процесса производства инновационного оборудования: без подтверждения соответствия стандартам не выйти на международный рынок и не получить конкурентного преимущества. Понимая это, власти за последние 15 лет почти в сто раз увеличили госфинансирование этой сферы (в 2002 году, когда был принят закон о техническом регулировании, на стандартизацию в России выделяли лишь около трех миллионов рублей). Кроме того, и сами промышленные предприятия начали тратить на нее деньги.
— Если инноватор находит новое решение и удается доказать, что оно самое удачное, это решение может быть признано стандартом, и тогда на него будут ориентироваться все производители. В Свердловской области уже сформирован механизм поддержки инновационных идей, стоит задача добиться его широкого применения, — говорит министр промышленности и науки Свердловской области Сергей Пересторонин.
Подход, в общем-то, понятен: если нет стандарта, вряд ли кто рискнет использовать неизвестную продукцию при проектировании объектов, создании новых моделей и т.п. Если же он есть, то понятны характеристики и свойства товара или технологии, и вы получите пропуск на рынок. Только вот во многих сферах складывается ситуация, когда нормативно-правовое регулирование не поспевает за развитием науки. Например, в области информационных технологий действуют 2500 международных стандартов, в России же из них применяются только 500.
Пропуск на рынок
— Позволю себе перефразировать Наполеона: страна, которая не разрабатывает свои стандарты, будет работать по чужим, — говорит Андрей Лоцманов, первый заместитель председателя комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия. — Где сегодня некогда популярные автобусы «Икарус», радиоприемники «Спидола»? После перехода на единые европейские стандарты их производители оказались не готовы выполнять новые требования, и такой продукции просто не стало.
Во многих сферах складывается ситуация, когда нормативно-правовое регулирование не поспевает за развитием науки
Ко всему прочему, по словам эксперта, с помощью стандартизации и сертификации реально защитить рынок от фальсификата. Например, еще несколько лет назад на рынке радиаторов отопления доля отечественных производителей составляла 17 процентов. Преобладали на нем китайские приборы сомнительного качества. Но вот три года назад российские предприятия объединились в ассоциацию, разработали стандарты на свое оборудование и на методы его испытаний, добились обязательной сертификации и начали сотрудничать с таможней. За счет этого добились увеличения своей доли до 40 процентов, а самое главное — в отрасль пришли инвесторы, которые строят несколько новых заводов, чтобы наращивать производство отечественных приборов отопления.
У кого 3D-печать, тому и отвечать
Особое внимание в части стандартизации сегодня обращено на сектор аддитивных технологий. Согласно исследованиям американской консалтинговой компании, этот рынок ежегодно растет на 30 процентов. Если в 2014 году он оценивался в 11 миллиардов долларов, то к 2020-му, по прогнозам, достигнет 27-28 миллиардов.
— Аддитивные технологии позволяют печатать не только отдельные детали, но и изделие целиком. Это уменьшает его вес, увеличивает эффективность и срок службы в несколько раз, — рассказывает представитель УрФУ Петр Москвин. — Мы тоже занялись этими технологиями, но первое, что поняли, — мы не сможем изготовить и продать ни одной машины, потому что нет стандартов.
По словам Москвина, в этом вопросе вуз заручился поддержкой крупной компании. В результате в 2017 году вступили в силу первые семь стандартов по аддитивным технологиям, которые позволяют российским предприятиям отныне включать 3D-технологии в свои технологические процессы. В прошлом году разработано еще семь стандартов, на 2018-й запланировано создание десяти.
Модель на смену чертежу
Еще одна уральская компания, которая ищет решения для цифровых производств, разработала стандарты по трехмерному проектированию.
Дело в том, что на многих предприятиях параллельно существует чертежный документооборот и обмен моделями: конструктор переводит модель в чертеж, с которым работает металлург, а на завершающем этапе программисту ЧПУ опять нужна модель. Получается, что модель начальная и конечная разрабатывается как бы два раза.
— Нужно вообще уходить от чертежей. Трехмерная модель помогает повысить качество изделия, контролировать сборку, организовать параллельное проектирование. Есть предприятия, которые уже переходят на бесчертежные технологии. Но у нас нет стандартов по трехмерному проектированию, а из этого вытекают и другие сопутствующие проблемы, в том числе организационные, — считает Максим Конев, консультант по PLM-решениям (управление жизненным циклом изделия).
80 процентов производителей инновационной продукции не знают, что могут быть инициаторами и разработчиками госстандартов. Да, это хлопотно и долго, но затраты окупятся
Сегодня в этой сфере есть 8-10 ГОСТов, которые тем или иным образом регламентируют трехмерные модели, плюс несколько международных стандартов. Но проблема в том, что они существенно отличаются даже в части терминологии. Например, никто не знает, что такое «геометрическая целостность» и как ее оценивать. Многие предприятия разрабатывают свои стандарты, но при взаимодействии возникает несовместимость. Екатеринбургская компания разработала обобщенный стандарт с определениями, понятиями, требованиями к модели. Часть информации взяли из существующих ГОСТов, часть — из зарубежной нормативной базы, часть — из собственного опыта.
Инновации плюс инициатива
— 80 процентов производителей инновационной продукции не знают, что могут быть инициаторами и разработчиками государственных стандартов. Да, это хлопотно и долго, но если оценить риски и затраты, то они могут окупиться при выпуске продукции, которая в дальнейшем выйдет на зарубежный рынок, — делится мнением Лариса Игнатенкова, руководитель Регионального центра нормативно-технической поддержки инноваций технопарка «Университетский». — У нас есть каталог инновационной продукции региона. Если изделие обеспечено всеми нормативно-техническими документами (стандартами, сертификатами соответствия, методиками и протоколами испытаний), то мы можем отправить заявку о включении его в общероссийский реестр (сейчас в нем 333 наименования и еще 76 на рассмотрении. — Прим. ред.), а это значит, что такая продукция будет рекомендована для госзакупок.
Между тем Есть примеры, когда компании сознательно отправляют на дополнительные испытания продукцию, которая не подлежит обязательной сертификации, только чтобы лишний раз подтвердить ее высокое качество. Так, Наталия Герт, вице-президент по технологии холдинга, производящего лакокрасочные материалы, призналась, что некоторые товары специально исследуют в лабораториях МЧС, которые известны особо строгим подходом. Такие трудности необходимы, чтобы удержать основных заказчиков, ведь конкуренция на рынке очень жесткая. Единственное, о чем предупреждают эксперты: необходимо тщательно подходить к выбору органов по сертификации. По наблюдениям Ларисы Игнатенковой, 90 процентов производителей инновационной продукции обращаются в неаккредитованные лаборатории, платят деньги за испытания и получают не имеющие законной силы документы. По данным территориального управления по УрФО Федеральной службы по аккредитации, сегодня в регионе 938 аккредитованных структур — вся информация о них содержится в специальном реестре.