ВГТУ провел презентацию межорбитального буксира с 3D-печатным двигателем

ВГТУ провел презентацию межорбитального буксира с 3D-печатным двигателем

Воронежский государственный технический университет (ВГТУ) представил проект разгонного блока «БОРИС» с 3D-печатным двигателем, разработанный студенческим конструкторским бюро совместно с научно-производственным предприятием «ИнтерПолярис».

 

Фото: Горком36

Разгонный блок предназначен для использования в составе ракет-носителей сверхлегкого класса, чтобы заказчикам не приходилось ждать в очереди на запуск «попуткой» на тяжелых ракетах и заодно иметь возможность выхода на более высокие орбиты. В техническом задании обозначены орбиты высотой 800 км, 1500 км и окололунная.

Камера сгорания напечатана 3D-принтере, но еще не опробована в деле: огневые испытания планируется провести в ближайшее время, после чего команда приступит к изготовлению первого образца «космического буксира».

Фото: 36on.ru

«У ВГТУ и компании «ИнтерПолярис» есть совместный патент на данный двигатель. В составе охлаждения двигателя мы используем развитую поверхность теплообмена. Также он имеет платформенную структуру, которая состоит из базовой части и переменной, которая может меняться в зависимости от расстояния, на которое он летит. Применяя разгонный блок в связке с ракетоносителем сверхлегкого класса, мы выполняем самую главную функцию — оперативность запуска полезной нагрузки и доставка ее на целевую орбиту», — рассказал заместитель заведующего кафедрой ракетных двигателей ВГТУ Дмитрий Шматов.

По словам Дмитрия Шматова, изначально проект планировали назвать «Сверхмалый разгонный аппарат для выведения», но выяснив, что это обозначение будет сокращаться до «СМРАД», решили переименовать в «БОРИС» (Блок орбитального размещения искусственных спутников). Работает силовая установка, как вы наверное уже догадались, на этаноле и кислороде. Энергии 65-килограммового буксира диаметром в один метр должно хватать для разгона 150 кг полезной нагрузки с орбиты высотой 500 км до 800 км.

Фото: 36on.ru

«У нас подобные устройства производит КБ «Арсенал», но у них совершенно другие двигатели, у которых довольно скудные возможности к орбитальному маневрированию: например, индивидуальное выведение на целевые орбиты они осуществить не могут. Ближайший зарубежный аналог производится американской частной космической компанией Rocket Lab, но они используют монотопливо, которое менее энергоэффективно, чем горючее, состоящее из двух компонентов. К тому же их топливо крайне токсично, поэтому может загрязнить атмосферу. Горючее для нашего двигателя состоит из двух компонентов — воды и этилового спирта, поэтому оно не только более энергоэффективно, но еще и совершенно безопасно для окружающей среды», — рассказала на пресс-конференции руководитель студенческого конструкторского бюро ракетно-космической техники Татьяна Башарина.

На самом деле разгонные блоки ракет-носителей Electron компании Rocket Lab c двигателями Curie изначально использовали «экологичное» монотопливо (вероятнее всего пероксид водорода, но компания держит состав в секрете), волноваться о загрязнении окружающей среды при переходе с одной орбиты на другую наверное вообще не стоит, разве что разгонный блок долетит до тайги вместо космоса, да и ноги у Rocket Lab растут из Новой Зеландии, а не США. Но не суть, ибо с 2020 года двигатели Curie перешли на двухкомпонентное топливо именно ради повышения эффективности.

Иллюстрация: ВГТУ

На предсерийное производство новых разгонных блоков планируется выйти через два-три года. Заодно команда рассматривает возможность создания собственной сверхлегкой ракеты-носителя, но обозначать сроки не спешит, ссылаясь на необходимость в привлечении инвестиций. Впрочем, наличие финансовых ресурсов тоже ничего не гарантирует, как показывает опыт компании «КосмоКурс»

Источник

 

Другие материалы:

 

Внимание!
Принимаем к размещению новости, статьи или пресс-релизы
со ссылками и изображениями. info@additiv-tech.ru