Ярославские машиностроительные предприятия нацелены на развитие технологической кооперации в сфере аддитивных технологий и цифрового инжиниринга со структурами «Росатома»
Департамент регионального развития и внешнеэкономической деятельности организовал онлайн бизнес-миссию ярославских компаний в «Росатом». В рамках мероприятия были рассмотрены вопросы сотрудничества в сфере аддитивных технологий, металлургии и цифрового инжиниринга. Компании Ярославской области проявили интерес к технологическим решениям «Росатома» и примут участие в деловой миссии в Центр аддитивных технологий.
- Аддитивные технологии и цифровой инжиниринг позволяют компаниям значительно ускорить процессы внедрения в производство новых технологических решений. В частности применение компонентов, полученных аддитивным способом, позволяет снизить издержки производства и решить задачу импортозамещения запасных частей. А система цифрового инжиниринга позволяет избежать необходимости создания прототипов моделей продукции и изучить большинство процессов путем математических расчетов. Внедрение этих технологий в процессы создания новой продукции на машиностроительных предприятиях региона позволит вывести разработки на новый уровень, - рассказала директор департамента регионального развития и внешнеэкономической деятельности Ярославской области Галина Пенягина.
АО «ТВЭЛ», входящая в госкорпорацию Росатом обладает передовыми разработками в различных отраслях, включая аддитивные технологии, цифровой инжиниринг и металлургию.
В рамках встречи были презентованы возможности «Рус АТ», входящей в состав «ТВЭЛ», занимающейся производством российских 3D-принтеров. На сегодняшний день компания наладила выпуск различных компонентов из металлов и сплавов.
Аддитивные технологии в Росатоме применяются с 2014 года. Они предполагают широкий спектр примениния: печать 3D металлами, пластиками, керамикой. Могут использовать различные материалы и источники тепла. Главный принцип заключается в том, что изделие производится не из заготовки, а выращивается на подобии природного процесса, но с использованием смол, нитей и порошковых составов. Это новая производственная парадигма, позволяющая получать готовые детали на одном оборудовании без сложных логистических цепочек и практически без отходов производства. Ускоряется разработка изделий. В частности, срок производства испытательного макета газотурбинного двигателя удалось сократить в три раза – до 6 месяцев.
Кроме того, аддитивные технологии позволяют сократить использование оборудования, снизить затраты на производство. На стадии эксплуатации продукции технологии позволяют производить отдельные узлы и запчасти, которые необходимо оперативно заменить, либо выпустить детали, которые больше не производятся массово. Практически все отходы производства при аддитивных технологиях можно использовать для вторичной переработки.
Изготовление компонентов сложной геометрии также возможно с применением 3D. Например, специалисты «РусАТ» смогли объединить 162 детали в 8 сборок, что значительно ускоряет технические процессы.
В настоящее время ООО «РусАТ» создает в России сеть центров аддитивных технологий и открыто для сотрудничества с предприятиями и научным сообществом.
В рамках онлайн-миссии проявлен предметный интерес со стороны ряда предприятий, в связи с чем, было принято решение организовать визит делегации предприятий Ярославской области в
центр аддитивных технологий. Несколько предприятий региона намерены заказать изготовление деталей, изготовленных аддитивным способом. Будут изучены перспективы развития кооперации с крупнейшими машиностроительными компаниями области.
Что касается цифрового инжиниринга, то он позволяет компаниям избежать многочисленного прототипирования и создания образцов, позволяя ускорить процесс реализации проектов от разработки технологии к выпуску готовой продукции. Применение технологий цифрового инжиниринга наиболее успешно зарекомендовало себя в авиастроении, автомобилестроении и на промпроизводстве. Большой перспективой применения цифровой инжиниринг обладает и в сферах производства высокотехнологичных изделий. Основные испытания проводятся в режиме цифрового двойника. Все необходимые исправления происходят в цифровой среде.
Цифровой инжиниринг можно применять на любой стадии разработки и эксплуатации изделия и даже в оперативном управлении предприятием.