Рынок 3D-печати продолжает развиваться и вызывать неподдельный интерес не только у энтузиастов, но и у массового пользователя. Согласно оценке Allied Market Research, к 2020 году мировой рынок 3D-печати составит $8,6 млрд при совокупном среднегодовом темпе роста инвестиций (CAGR) в размере 21% за период с 2015 по 2020 год. Наиболее популярными материалами остаются полимеры, металлы и керамика. Сферы деятельности, в которых используются аддитивные технологии, обширны: потребительские товары, аэрокосмическая и военная промышленность, автомобилестроение, здравоохранение, образование, научные исследования и множество других.
Потребительское 3D-оборудование (принтеры, сканеры, расходные материалы) постепенно дешевеют, что приводит к росту числа людей, проявляющих интерес к технологии в целом. В 2017-2018 гг. на сегмент 3D-печати всерьез обратили внимание российские государственные структуры. Постепенно увеличивается спрос на услуги 3D-печати со стороны как крупных заказчиков, так и обычных потребителей. Многие транснациональные корпорации, представляющие самые разные отрасли, активно используют 3D-технологии. Временами сфера применения 3D-печати поражает воображение, так как больше напоминает научную фантастику: в частности, уже научились печатать кости, мышцы и хрящи, которые в рамках эксперимента успешно пересаживались крысам. Однако о действительно массовом использовании 3D-принтеров говорить пока все же рановато.
Вести с полей
Опрошенные нами участники рынка в целом сходятся в оценках его развития. Очевидно, что рынок развивается более медленными темпами, чем несколько лет назад, когда многое было в диковинку, а производители удивляли мир новыми технологиями чаще. Безусловно, модельные ряды пополняются новинками, появляются новые материалы, но революционных прорывов в последнее время не наблюдается. Тем не менее можно выделить ряд общих трендов, которые задают направление развития рынка: это печать металлами, интеграция 3D-технологий в производственные процессы и продолжающиеся изыскания в области создания новых материалов для 3D-печати.
Генеральный директор компании «Цветной Мир» Александр Корнвейц
Генеральный директор компании «Цветной Мир» Александр Корнвейц убежден, что с начала 2018 года никаких особо важных изменений в сфере 3D-печати не произошло. Тем не менее он отметил, что на рынке появилось несколько интересных новинок. В частности, компания Raise 3D представила линейку настольных принтеров Pro2, в которых используется ряд технических достижений последних лет: двойной экструдер с электронным приводом подъема, датчики окончания филамента, 7-дюймовый сенсорный дисплей и встроенная веб-камера. Кроме того, г-н Корнвейц отметил появление на российском рынке фотополимерных принтеров PrismLab, которые работают на базе технологии MFP, что позволяет печатать модели большого объема в 10 раз быстрее по сравнению с классической SLA-технологией.
Генеральный директор компании «ЗДтул» Антон Лылык
К числу основных событий на российском рынке 3D-печати генеральный директор компании «ЗДтул» (3Dtool.ru) Антон Лылык причисляет выход второго поколения 3D-принтеров Raise 3D Pro2, обновление модели Hercules красноярской компании Imprinta и массовые поставки Picaso 3D Designer X PRO, также отечественного производства. А в сегменте 3D-сканеров он отметил обновленную линейку отечественной компании RangeVision. Как считает г-н Лылык, рынок уже сформировался, поэтому появление новых компаний с продуктами, аналогичными тем, что уже присутствуют в продаже, не вызывает особого интереса. «Если сегодня заходить в этот бизнес как производитель, то требуется ноу-хау», – резюмирует он.
Соучредитель ГК ABS3D Руслан Ханустаранов
Соучредитель и основатель ГК ABS3D Руслан Ханустаранов особо подчеркнул выход RussianSLM – первого отечественного 3D-принтера, печатающего металлами. Производителем этого устройства является питерская компания «3DSLA.RU — Российские 3D принтеры».
Директор департамента САПР и ГИС ГК Softline Денис Маринич
По мнению директора департамента САПР и ГИС группы компаний Softline Дениса Маринича, рынок 3D-печати прошел этап, когда революции в технологиях, пусть и небольшие, случались чуть ли не каждый месяц. «Вероятно, в ближайшее время развитие перейдет больше в эволюционную плоскость», – полагает он. Как считает г-н Маринич, сегодня на повестке дня стоит вопрос о внедрении трехмерной печати в производственный процесс – пока же она широко используется в основном для создания прототипов. «Но, учитывая цену индустриальных принтеров, покупателям хочется получать на выходе не прототип с высокой себестоимостью, который производится по большому счету только для ознакомления, а готовое изделие», – поясняет он.
Из интересного в технологиях г-н Маринич отмечает появление устройств, совмещающих в себе 3D-принтер и станок с ЧПУ. «Мне довелось видеть работу такого гибрида, который разработала одна немецкая компания: сначала он печатает деталь прямо на столе станка, а затем станок обрабатывает ее до желаемой кондиции. В качестве материала для печати при этом используется не порошок или гранулы, а проволока, благодаря чему заготовка получается более однородной и стабильной по своим физическим и прочностным свойствам. В этом отношении деталь близка к аналогам, отфрезерованным или выточенным из цельной болванки. На мой взгляд, подход немецких разработчиков в рамках создания гибрида наиболее применим в реальном производстве на данном этапе развития технологий трехмерной печати», – рассказывает Денис Маринич.
Руководитель отдела стратегического развития компании Maestro 3D Дмитрий Шумков
Руководитель отдела стратегического развития компании Maestro 3D Дмитрий Шумков отмечает, что 2017-2018 гг. выдались довольно насыщенными: в октябре 2017 года компания вышла на российский рынок, сформировала дилерскую сеть и прикладывает значительные усилия к продвижению 3D-технологий в регионах России. В частности, в Перми (родной город для Maestro 3D) было проведено тематическое мероприятие 3DTech, в рамках которого представлены разработки местных инженеров: высокотемпературный индукционный экструдер и экструдер для полноцветной печати.
Специалист отдела маркетинга компании Picaso 3D Ирина Арапова
Специалист отдела маркетинга компании Picaso 3D Ирина Арапова центральным событием для компании назвала начало отгрузок 3D-принтера Designer X PRO, потенциал которого раскрывается при печати геометрически сложных моделей. В апреле 2018 года Picaso 3D представила вторую модель этой серии – Designer X. Не менее важен запуск в серию инженерных композитов Ultran 630 и Ultran 6130, в основе которых лежит угленаполненный полиамид 6. Это актуально, так как на рынке ощутим спрос на материалы, стойкие к высоким температурам.
Генеральный директор компании 3D.RU Сергей Дрожжин
Генеральный директор компании 3D.RU Сергей Дрожжин рассказал о выводе на рынок новой версии 3D-принтера для крупноформатной печати – Massivit 1500, подчеркнув при этом, что стоимость принтера нового поколения стала более приемлемой.
Менеджер по продажам промышленного 3D-оборудования АО «НПО Систем» (SIU System) Алексей Болгов
С точки зрения менеджера по продажам промышленного 3D-оборудования АО «НПО Систем» (SIUSystem) Алексея Болгова, наиболее интересен на сегодняшний день промышленный сегмент, именно здесь стоит ожидать новых технологий. «Очевидный тренд – увеличение зон построения принтеров, печатающих металлом по технологии селективного лазерного плавления. Сейчас металлические принтеры в основном имеют ограниченный размер камеры – 300×300 мм по осям XY. Речь идет об их увеличении вплоть до метра. 3D Systems уже поставляет металлический принтер 8500 с рабочей камерой 500×500×500 мм. В перспективе камеры будут расти и дальше. Уже была презентована машина с метровой зоной построения, хотя это пока концепт», – рассказывает он.
По мнению г-на Болгова, ключевые индустриальные производители в авиации и космосе стремятся ускорить переход к массовой 3D-печати деталей. Интересно, что в этой области Россия не уступает ведущим мировым игрокам. «Ожидаемый шаг – переход от R&D в области печати металлом к серийному производству», – добавляет он. Еще один важный момент – разработка новых композитных материалов, особенно много внимания уделяется этому в США.
Качество и скорость
Начиная разговор о проблемах, Александр Корнвейц («Цветной Мир») подчеркнул, что они остаются прежними: низкое качество изделий и низкая скорость печати, которые не подходят для производства партий деталей, а годятся только для создания прототипов. «Решением может стать создание так называемых печатных ферм, которые будут объединять десятки 3D-принтеров, печатающих однотипные детали и управляемые централизованно, и примеры таких ферм уже есть», – считает он. И добавляет, что потребительский рынок 3D-печати растет достаточно быстро, поэтому каких-либо особых мер стимуляции не требуется: «Все, у кого есть желание иметь 3D-принтер дома для развлечения, обучения или печати такого рода деталей, как, например, кубики Lego, могут позволить себе эту игрушку в бюджете от 10 до 50 тысяч рублей. Это будут вполне работоспособные устройства с массой функций и приемлемым качеством печати».
В то же время Антон Лылык («ЗДтул») убежден, что это оборудование в принципе не для массового рынка. «Зачем всем дома станок? Это же не телевизор», – парирует он. Главной проблемой на рынке г-н Лылык считает низкую скорость печати при работе с FDM-технологией. Сегодня единственным способом решения этой проблемы является покупка еще одного принтера.
С коллегами по рынку соглашается и Руслан Ханустаранов (ABS3D), который уверен, что именно низкая скорость не позволяет 3D-печати полноценно конкурировать с другими технологиями обработки материалов.
Денис Маринич (Softline) уверен, что производители принтеров в ближайшем времени озаботятся повышением скорости трехмерной печати. Пока что деталь печатается существенно медленнее, чем производится любым другим привычным способом, например фрезеруется, точится или отливается. «С точки зрения объемов производства, которые дали бы повод говорить о массовости 3D-печати, скорость – достаточно важный критерий», – считает он. Еще одним фактором, который влияет на рост популяризации технологий, является уровень квалификации операторов соответствующего оборудования. «С большой долей вероятности при внедрении 3D-печати нас ждет снижение квалификационного ценза, необходимого для работы с принтерами. В отличие от станков с ЧПУ, само обращение с которыми требует не только навыка, но и широкого инженерного кругозора, оператору 3D-принтера совсем необязательно обладать аналогичным набором знаний» – считает г-н Маринич. С другой стороны, это может повлиять на значимость проектировщиков, которые будут создавать детали в приложениях для трехмерного моделирования.
Интересный нюанс подмечает Дмитрий Шумков (Maestro 3D): основная проблема, по его словам, – нежелание инженеров старой закалки обучаться современным технологиями трехмерного проектирования и цифрового производства. «Более того, многие не понимают, что изготовление прототипа сейчас уже может занимать не месяцы, а лишь часы», – говорит он. По мнению г-на Шумкова, не хватает должного толчка к внедрению современных технологий и со стороны руководителей производств.
Ирина Арапова (Picaso 3D) полагает, что быстрый массовый рост продаж 3D-принтеров напрямую связан с уровнем знаний о технологиях 3D-печати среди потенциальных пользователей. Чтобы преодолеть пробел в знаниях, необходимо внедрять новые технологии на всех ступенях учебно-образовательного процесса. «Если раньше в школах и вузах во внеучебной деятельности были представлены в основном культурно-массовые творческие кружки и объединения, то сейчас набирают популярность прикладное инженерное творчество, робототехника, 3D-моделирование и программирование», – добавляет она. Именно когда юные инженеры, которые сегодня только учатся, подрастут, может произойти очередная технологическая революция. Но на этот процесс, скорее всего, уйдут годы.
Генеральный директор компании «3Д Вижн» Илья Виноградов
Генеральный директор компании «3Д Вижн» Илья Виноградов основную проблему рынка на данный момент видит в большом количестве некачественного оборудования и несоответствии реальных характеристик получаемого оборудования изначально заявленным. «Желание приобрести 3D-принтер за 30 тысяч рублей понятно, но нужно понимать, какие технологии можно получить за эти деньги», – отмечает он.
Сергей Дрожжин (3D.RU) называет еще одну серьезную проблему рынка 3D-печати в России – завышенную стоимость расходных материалов, что в значительной степени зависит от колебания курсов валют и высокой стоимости доставки. «Наша компания находится на пороге прорывного события, которое окажет существенное влияние на сложившуюся ситуацию. Совсем скоро мы расскажем об этом подробнее», – интригует г-н Дрожжин.
Алексей Болгов (SIU System) предлагает отдельно обсудить проблемы промышленного сегмента российского рынка 3D-печати. И главное здесь – отсутствие отраслевых стандартов и сертификации материалов. В качестве примера он приводит ситуацию, когда необходимо сделать металлическую деталь для двигателя самолета, но непонятно, в соответствии с какими стандартами. На втором месте недостаток отечественных материалов для печати и оборудования, в котором они будут использоваться. По словам г-на Болгова, сейчас ключевые материаловедческие институты России трудятся над решением этой задачи. «Большой шаг вперед в прошлом году сделал «Росатом», выбранный локомотивом отечественной индустрии аддитивных технологий: он выпустил металлическую машину под названием MeltMaster. Мы приняли непосредственное участие в этом проекте в роли приглашенных внешних консультантов. Но это все же единичная машина. Пока рано говорить о массовой коммерциализации как машины, так и деталей, на ней напечатанных», – рассказывает г-н Болгов. В том, что касается отечественных материалов, наблюдается положительная динамика, разрабатывается множество вариантов металлопорошковых композиций. Но ситуация усложняется тем, что такие композиции требуют подбора параметров печати для конкретного оборудования, а это дорогой и долгий процесс.
(Продолжение следует)