Будущее и тренды 3D-печати

Стремительное развитие аддитивных технологий — один из главных недостатков 3D-печати. Почему? Все так привыкли к заголовкам на грани фантастики, что новые достижения «аддитивки» воспринимаются как будничная формальность. Предлагаем обратить внимание на бизнес-­модели аддитивного производства, которые претерпят изменения уже в ближайшем будущем. Тенденции рынка, собственные наблюдения и прогноз на развитие индустрии.
 
 

1. Формализация — на первый план

Общеизвестные минусы «аддитивки» постепенно теряются из вида: современное оборудование снимает ограничения на геометрию производства, каталог материалов печати позволяет задать изделию практически любые характеристики. 3D-технологии прошли испытательный срок и убедили бизнес в собственных возможностях. Теперь, когда «аддитивка» стала полноправным субъектом производства, встал закономерный вопрос о её статусе. Внесение напечатанных деталей в конструкторскую документацию, сертификация изделий и техпроцессов — новые будни аддитивных технологий. Вопрос юридического статуса продукции для производителей теперь не менее важен, чем классические «что печатать» и «как окупать инвестиции». Массовое появление специальных конструкторских бюро, специализирующихся на внесении технологий 3D-печати в традиционную конструкторскую документацию,  — повестка сегодняшнего дня.
 
 

2. «Песочницы» для 3D-печати

Схожая ситуация наблюдается и в IT-индустрии, где регуляторика не всегда успевает реагировать на появление инновационных технологий. Здесь государство пошло бизнесу навстречу, создавая так называемые «песочницы» — особые правовые зоны для тестирования нового продукта с минимальным грузом сертификации. Создание подобных «песочниц» для аддитивных технологий — вопрос ближайших лет. Но для упрощения жизни «аддитивщиков» должно быть выполнено важное условие — признание стратегической важности аддитивных технологий для экономики Российской Федерации, как это было с той же IT-индустрией.
 
 

3. Консолидация бизнеса как гарантия качества

Скепсис по отношению к изделиям, произведённым с помощью 3D-печати, остаётся будничным явлением, несмотря на все успехи игроков рынка. Отсутствие единых правил игры, о которых говорилось ранее,  — 
одна из причин сомнений потенциальных бизнес-­партнёров на переговорах об интеграции «аддитивки». Будущее индустрии определят отраслевые союзы, членство в которых станет гарантией качества продукции всех участников такого сообщества. Саморегулируемые организации (СРО) уже в 2021 году начнут задавать вектор отраслевого взаимодействия между «аддитивщиками» и традиционной промышленностью. Постепенно 3D-печать меняет своё позиционирование: формируясь как индустрия с минимальным порогом вхождения, где для производства хватало наличия одного только принтера, технология обретает черты института со сложными правилами игры. Это не значит, что небольшие игроки исчезнут с рынка: напротив, малые предприятия найдут в консолидации новый инструмент конкуренции с крупными хабами. Но и большие производства, конечно, извлекут выгоду из подобных перемен, получая готовый институциональный лифт для интеграции собственных разработок в целые отрасли.
 

4. Битва за научное сотрудничество

Ещё несколько лет назад солидный каталог материалов для печати являлся главным конкурентным преимуществом в сфере 3D-печати. Но технологии настолько шагнули вперёд, что списком из 10+ позиций уже никого не удивить, и на первый план выходят заданные эксплуатационные свой­ства напечатанного изделия. С помощью каких материалов подрядчик выполнит требования заказчика — уже внутренний вопрос производства. Только вот задача не всегда решаема даже при наличии солидного каталога материалов. Здесь главным союзником бизнеса становится наука — в первую очередь, университеты и прочие учреждения, обладающие значительным научным потенциалом. «Аддитивка», пожалуй, одна из немногих отраслей, где в графе «партнёры» упоминание о Бауманке, Горном или МГУ котируется не меньше, чем логотипы «Газпрома» или «Лукойла». Наш прогноз — ещё большее уплотнение подобного взаимодействия, вплоть до становления коллабораций предприятий и научных центров как нормы рынка. Но количество специалистов, способных разработать материал под заказ вашего производства, ограничено, поэтому в ближайшем будущем мы ожидаем настоящую волну хантинга за университетами и институтами — самыми желанными партнёрами для участников рынка. ■
 
Максим Канищев, генеральный директор компании «2050АТ»
Автор: Максим Канищев, генеральный директор компании «2050АТ» 
 
Источник журнал "Аддитивные технологии" № 2-2021
 

 

Теги: 

компания «2050АТ», журнал "Аддитивные технологии" № 2-2021, тренды 3D-печати, развитие аддитивных технологий, технологии 3D-печати, 3D-печать

Другие материалы:

 

Внимание!
Принимаем к размещению новости, статьи или пресс-релизы
со ссылками и изображениями. info@additiv-tech.ru