На совещании в ЦИАМ обсудили проблематику СПС и четвертую индустриальную революцию

ЦИАМ им. М.И Баранова

24 декабря 2018 года состоялось научно-информационное совещание, посвященное событиям и перспективам развития зарубежного авиадвигателестроения.

Начальник сектора ЦИАМ Артур Мирзоян сделал обзорный доклад о материалах международных конференций ICAS 2018, AIAA 2018, а также ISABE 2017 по проблематике сверхзвуковых пассажирских самолетов (СПС). Он напомнил основные проблемы, стоящие перед разработчиками СПС, а именно снижение звукового удара и уровня шума на местности, разработка приемлемой силовой установки и др.

Артур Мирзоян уделил особое внимание трем докладам. Один из них на тему: «Перспективная малошумная процедура взлета СДС» был представлен учеными NASA, исследовательского центра Гленна (США) на конференции ISABE 2017, а также на заседании рабочей группы Комитета по охране окружающей среды от воздействия авиации (CAEP) Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Рассмотренные малошумные процедуры включали частичное (на 5 и 10%) дросселирование тяги сразу после отрыва самолета. Как показали оценки NASA, с учетом допущений, принятых в работе, использование этих процедур не позволяет достичь требований по шуму Главы 14 ИКАО.

Другой доклад на схожую тему «Оптимальное малошумное управление взлетной тягой двигателей перспективных СПС» был сделан специалистами ЦИАМ на конференции AIAA Propulsion & Energy Forum 2018 и стал основой документа, который будет представлен на 11-м заседании CAEP в феврале 2019 года в Монреале. Подход Института к снижению шума за счет оптимизации управления взлетной тяги отличается от подхода NASA рассмотрением дополнительных факторов управления, таких как способ, степень, высота начала и темп дросселирования. Работы ЦИАМ в этом направлении продолжаются, поэтому окончательных выводов об эффективности предлагаемых программ управления взлетной тягой пока не сделано.

Специалист также остановился на докладе General Electric, посвященном оценке эффективности снижения шума СПС на местности за счет эффекта экранирования крылом. «Эффект экранирования» шума двигателя крылом самолета представляет собой как научный, так и практический интерес для Института, поскольку его учет должен входить в конечную оценку шума на местности таких самолетов.

Сотрудник исследовательского центра ЦИАМ «Динамика, прочность, надежность», д.т.н. Любовь Магеррамова представила доклад по теме «Аддитивные технологии. Четвертая индустриальная революция».  Она рассказала о широком распространении методов аддитивных технологий в различных областях производственной деятельности, о развитии аддитивного производства и динамике роста этого рынка в разных странах. В докладе были представлены существующие аддитивные технологии, их классификация, используемые материалы. В частности, популярные «гибридные технологии», технологии печати наноматериалами, металлическими и керамическими пастами на фотопленке и др.

Приведены примеры изготавливаемых изделий, новейшие разработки оборудования, программного обеспечения, необходимого для создания процесса управления печатью с учетом особенностей детали. К числу наиболее перспективных можно отнести программу Autidesk NETFABB, с помощью которой осуществляется весь цикл – от 3D CAD модели до напечатанной детали, включающий преобразование исходной модели, топологическую оптимизацию, слайсинг, виртуальную печать и цифровой анализ.

Любовь Магеррамова проанализировала зарубежный опыт применения аддитивных технологий, назвала крупных игроков рынка и основную номенклатуру изделий, а также перечислила российских производителей 3D-принтеров и металлических порошков.

В конце совещания заместитель генерального директора ЦИАМ по науке Александр Ланшин поздравил всех участников с наступающим Новым годом и пожелал им плодотворной деятельности в 2019 году.

Источник

Другие материалы: