В рамках деловой программы авиасалона «МАКС‑2021» прошла III Международная конференция «Аддитивные технологии для аэрокосмоса 2021» и Школа молодых ученых, организатором которых выступил НИТУ «МИСиС».
Критические значения механической нагрузки и температуры для конструкции и материала, детали сложной геометрии в составе изделий, растущая конкуренция в авиакосмической отрасли — это те факторы, которые обусловили огромный потенциал применения аддитивных технологий в авиа- и ракетостроении. Так, внедрение аддитивных технологий (АТ) в производственный процесс позволяет снизить стоимость производства элементов ракетно-космического комплекса, сократить количество операций сборки и циклов испытаний, снизить вес элементов конструкций и увеличить срок эксплуатации космических аппаратов. В настоящее время аддитивные технологии стали применяться в ракетном двигателестроении. Стоимость двигательной установки космического аппарата от 40 до 60% стоимости ракетоносителя, и использование аддитивных технологий позволяет, по оценкам специалистов, снизить стоимость ее производства примерно на 30%.
По словам Дениса Пудкова, заместителя директора департамента реализации программы создания космического ракетного комплекса сверхтяжелого класса ГК «Роскосмос», наибольший интерес для корпорации представляют: сплавы и полимерные материалы с пониженным коэффициентом температурного расширения, методики и оборудование для контроля качества, технологии постобработки, технологии достраивания отдельных элементов на готовых деталях и сборочных единицах (ДСЕ), АТ для производства крупногабаритных деталей (до 6 м) из металлических и неметаллических материалов, АТ для производства металлических и керамических деталей со сверхвысокой точностью, АТ для формирования биметаллических сложнопрофильных элементов, АТ для реализации концепции Made in space. Что касается уникального направления Made in space, то 3D-технологии в условиях космического пространства позволят: разработать высокоэффективную серийную технологию изготовления ДСЕ, снять большинство существующих технологических ограничений и изготавливать в короткий срок конструкции любой сложности в условиях невесомости, снять избыточные технические требования к космическим аппаратам, связанные с защитой от перегрузок при доставке грузов на геостационарную орбиту, существенно экономить конструкционные материалы, повысить эффективность ракет-носителей.
К задачам, которые необходимо решить для реализации АТ на орбите, относятся: формирование требований к печати на орбите, доработка существующих технологий печати, проектирование производственного отсека орбитальной станции. Если говорить о Луне, то актуальны: выбор технологии печати из реголита, выбор принципа работы принтера, организация процесса добычи, обработки и доставки строительного материала.
При этом, по замечанию Дениса Пудкова, дальнейшее развитие аддитивного производства в аэрокосмической отрасли осложняется отсутствием полноценной базы данных, которая включала бы в себя каталог существующих материалов и технологий, сведения о результатах их испытаний в различных условиях и эксплуатационных качествах. Участие в создании такой «библиотеки» могли бы принять и ведущие университеты страны.
Конференция собрала более 100 ведущих специалистов в области аддитивных технологий из российских и зарубежных вузов, компаний и бизнес-сообществ. В ней приняли участие представители НИТУ «МИСиС», АО «ЦАТ», ГК «Роскосмос», СПбГМТУ, ПАО «ОДК-Сатурн», АО «Центр аддитивных технологий», УК «Русал», «Института физики твердого тела РАН», МГТУ «Станкин», Addsol, МАИ, Dassault Systems, Института физики прочности и материаловедения СО РАН (г. Томск), ООО «Фитник», Университета «Сколтех», компании Z-axis, Белгородского государственного национального университета, Московского государственного строительного университета, Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Зарубежные докладчики представляли вузы и центры развития: Innovation Center for Additive Manufacturing Switzerland, Swiss Federal Institute of Technology in Zürich (ETH Zürich, Швейцария), Технический университет (Горная академия) Фрайберга (Германия), Leibniz Institute for Materials Engineering (Германия). Было сделано более 30 докладов, в которых шла речь о собственных работах и разработках целых коллективов.
Демонстрация возможностей и заинтересованный диалог между специалистами зачастую становятся основой для совместных проектов. Так, по итогам мероприятия был достигнут ряд договоренностей с ведущими промышленными компаниями, включая соглашение о совместной работе НИТУ «МИСиС» с АО «Казанский вертолетный завод» по внедрению литейных технологий магниевых сплавов. С компанией Dassault Systems достигнуто соглашение по комплексному взаимодействию в области внедрения программного обеспечения в подготовке магистрантов. Также было подписано соглашение о сотрудничестве с российским представительством ESI Group по проекту создания на базе НИТУ «МИСиС» цифрового симулятора работы 3D-принтера.
Программа НИТУ «МИСиС» на авиасалоне помимо проведения конференции включала в себя также выставочную экспозицию и шесть круглых столов по актуальным для развития аэрокосмической отрасли вопросам, организованных совместно с индустриальными партнерами. Среди инноваций, с которыми можно было ознакомиться на стенде НИТУ «МИСиС», был представлен уникальный материал, способный выдерживать температуры свыше 2000°С. Другие уникальные разработки для летательных аппаратов нового поколения позволяют управлять электромагнитным излучением, повысить коррозионную устойчивость материалов, существенно уменьшить вес готовых деталей и даже снизить объем вредных выбросов в атмосферу. Всего университет в этом году представил 19 перспективных технологий, разработанных совместно с индустриальными партнерами. ■
Видеозапись:
www.youtube.com/watch?v=puPkYeGmtNM&t=2092s
www.youtube.com/watch?v=3WZSRZ6vyVU&t=6s
Источник журнал "Аддитивные технологии" № 4-2021